Белоруссия и Казахстан пока не готовы создавать ЕврАзЭС
В Минске поздно вечером во вторник завершил работу саммит России, Белоруссии и Казахстана, призванный согласовать проект договора о создании Евразийского экономического союза. Встреча началась по традиции с совместного фотографирования президентов трех государств. Но приятную и ни к чему не обязывающую процедуру откладывали трижды. Фотографы и телеоператоры быстро устали и начали разбредаться по углам монументального, выложенного мрамором и гранитом фойе президентского дворца. Спустя три часа фотографирование все-таки состоялось.
Нарушение протокола могло свидетельствовать только об одном: президенты опять не договорились о том, каким быть Евразийскому союзу.
А эта тема, между прочим, была заявлена как ключевая в повестке дня саммита. Впрочем, вторым пунктом значился вопрос о приеме в Таможенный, а в последующем — и Евразийский, союз новых членов. Но большого смысла обсуждать прием новых, если действующие участники ТС никак не могли договориться между собой, не было.
Первым на правах хозяина саммита высказал свои претензии президент Белоруссии Лукашенко. Он не готов подписывать союзный договор, в котором много изъятий и ограничений для свободного перемещения товаров. Изъятия касаются, например, экспортной пошлины на нефтепродукты, которая возвращается в российский бюджет. Цена вопроса — $ 4 млрд в год.
Сергей Шаталов подтвердил «Газете.Ru», что если Россия решит создать Союз без изъятий, на чем настаивают Лукашенко и Назарбаев, то российский бюджет ежегодно будет недосчитываться порядка $ 30 млрд. Это поставит под удар проведение налогового маневра в нефтяной отрасли — снижение экспортных пошлин и увеличение НДПИ.
Изъятия будут сохранены до 2025 года, надеется замминистра финансов. Но с 2015 года, когда заработает Евразийский союз, все ранее достигнутые договоренности России с Белоруссией и Казахстаном будут обнулены. И тогда партнеры по Союзу будут вновь ставить вопрос об отмене изъятий из единых правил торговли.
На других проблемных точках будущего договора Лукашенко не стал заострять внимание. Но предупредил, что его настораживает нежелание решить имеющиеся проблемы, при том, что они давно известны и не раз служили предметом переговоров.
Ссылаясь на текст договора, белорусский президент сказал, что сейчас устранение имеющихся разногласий планируется отложить на 10 лет, то есть до 2025 года. «Это по крайней мере странно. Если мы сейчас не готовы, тогда давайте подписывать договор через 10 лет», — подчеркнул Лукашенко.
Он напомнил, что лидеры трех стран пришли к соглашению о необходимости отмены всех изъятий и ограничений в торговле в рамках Таможенного союза и определили это условие в качестве базового для создания Евразийского союза.
По словам Лукашенко, президентов трех государств никто не торопит, не толкает в спину. «Мы же сами устанавливаем сроки, зачем же тогда торопиться с подписанием договора?» — возмущался он.
Лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев прилетел на саммит в Минск через Москву, ночевал там и теперь был в относительно благодушном настроении. Но и он признал, что между Россией, с одной стороны, и Казахстаном и Белоруссией — с другой остались 3-4 спорных позиции. Их действительно обсуждали не раз, на разных уровнях, в том числе совсем недавно с участием премьеров трех стран и главы Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко. Компромисс пока не найден, но он возможен, добавил Назарбаев. И в поддержку Лукашенко заявил: «Не надо гнать лошадей, надо снять все вопросы до подписания договора».
Владимир Путин, выступавший последним, признал наличие разногласий и предложил коллегам еще раз совместно поработать над договором, сверить позиции. Но уже за закрытыми дверями, без участия прессы, зато с приглашением отраслевых специалистов.
Создать «общий рынок» трех стран в марте 1994 года во время лекции в МГУ предложил Нурсултан Назарбаев. Спустя 20 лет Россия, Белоруссия и Казахстан все еще шлифуют и дополняют проект договора об едином экономическом пространстве, снимая встречные претензии.