«Апология протеста»: Где, чем и как бьют оппозиционеров
Проект «Апология протеста», запущенный международной правозащитной группой «Агора» и посвященный защите права на мирный протест в России, обнародовал доклад «Политическое насилие как норма без права на мнение» о фактах насилия в отношении гражданских активистов, политиков и журналистов.
Как рассказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы» информационный аналитик группы «Агора» Дмитрий Колбасин, «это исследование посвящено обзору в случаях нападения на гражданских активистов, политиков и журналистов за последние четыре года — с сентября 2014 года по середину сентября 2018 года».
Всего в исследовании проанализированы 209 фактов нападения и угроз из 54 регионов России. Лидерами по фактам насилия стали Москва — 52 случая, Санкт-Петербург — 23 факта, и Краснодарский край — 15 случаев. По 5 и более фактов — в Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Челябинской, Свердловской, Кемеровской областях и в Ставропольском крае. Эти 10 регионов и являются самыми опасными для гражданской активности.
По сравнению с 2015 годом, когда был зарегистрирован 21 факт нападениях и угроз, за прошедшие 8,5 месяцев 2018 года уже зафиксировано более 80 случаев избиений на двух массовых акциях протеста в нескольких городах России.
«В современной России, к сожалению, насилие в отношении гражданских политических активистов стало нормой. Это порочное распространенное, обыденно будничное, недопустимое явление в общественно-политической жизни. Легитимность нападениям придают высказывания отдельных политиков и чиновников. Получается, что правоохранительные органы получают индульгенцию на пытки. Реальность сегодняшнего дня такова, что если люди начинают заниматься гражданским активизмом, наряду с задержаниями на мирных акциях протеста, обысками, арестами, они должны быть готовы к угрозам и нападениям», — заключил Колбасин.
В зоне риска авторы доклада указали гражданских и экологических активистов, правозащитников, журналистов, блогеров и градозащитников. Чаще других за четыре года нападениям подвергались Алексей Навальный и Михаил Касьянов с их сторонниками. В «двойне уязвимом положении», по мнению авторов доклада, оказываются рядовые участники акций протеста, избитые полицейскими, потому что на них могут завести уголовное дело о применении насилия к представителю власти.
Участники акций протеста в России подвергаются не только жестким задержаниям полицией, но и становятся жертвами насилия, в том числе политически мотивированного, со стороны различных групп, включая НОД, SERB и казаков, которые действуют «либо по поручению властей, либо при молчаливом согласии», отмечает телеканал «Дождь».
«Это лояльные власти патриотические и националистические группы. Именно они чаще всего на систематической основе до недавнего времени выполняли роль „ответки“ оппозиции. То, что по закону не могли себе позволить официально сделать представители власти, как бы им этого ни хотелось, открыто позволяли себе эти активисты», указывается в докладе.
На акции протеста против пенсионной реформы 9 сентября насилия со стороны этих групп замечено не было. Как предполагают авторы доклада, это может быть связано с тем, что «российские власти почувствовали себя более уверенно, предоставив дополнительные полномочия по применению насилия сотрудникам правоохранительных органов (право на насилие) и, возможно, дав условную команду всем остальным успокоиться и не вмешиваться под угрозой наказания».
26 самых безопасных регионов РФ для политических активистов
Если чаще всего активистов, политиков и журналистов бьют в Москве, Санкт-Петербурге и на Кубани, а реже — на Урале, в Черноземье и в Сибири, то в таких регионах как Камчатка и Чукотка их пока не трогают.
Судя по карте, размещенной в телеграм-канале проекта «Апология протеста», который ведет юрист Алексей Глухов, специализирующийся с 2009-го года на делах в области защиты мирных собраний, также безопасно и без рисков для здоровья вести активную деятельность можно в Амурской области, в Еврейской АО, в Тыве, Хакасии, Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).
Не зафиксировали юристы «Агоры» ни одного нападения на гражданских активистов, политиков и журналистов также в Коми, Ханты-Мансийской АО (Югра), Архангельской области, Ненецкой АО, Калмыкии, Удмуртии.
Пока спокойно с нападениями на активистов в таких регионах центральной части России, как Марий-Эл, Чувашии, Ульяновской и Ивановской областях, в Тамбовской, Белгородской, Курской, Орловской и Тульской областях.
Также обошлось без нападений за прошедшие четыре года в следующих регионах, расположенных северо-западнее Москвы: в Смоленской, Тверской, Новгородской и Псковской областях.
Чем и как бьют оппозиционеров: оружие, химикаты, продукты — стреляют, режут, кидают…
Насилие в отношении политических оппонентов в России стало таким будничным явлением, что об отдельных нападениях СМИ уже и не сообщают.
В докладе «Апологии протеста» собраны в таблицу (.pdf) и проанализированы случаи нападений, угроз, порчи имущества, покушений на жизнь и здоровье…
Против неугодных активистов используют:
огнестрельное оружие,
холодное оружие,
кастеты,
биты,
зеленку,
йод,
краску,
монтажную пену,
перцовый газ,
яйца,
презервативы,
муку,
торты и пирожные,
молоко,
кирпичи,
отрубленные головы куриц и свиней,
фекалии,
различные опасные химикаты,
едкие пахучие жидкости…