Европейские авиакомпании вновь потребовали отмены роялти «Аэрофлоту»

20 июля 2016 года в 14:12

Европейские авиакомпании опять подняли вопрос о сроках модернизации системы роялти, которые они платят «Аэрофлоту» за пользование транссибирскими маршрутами, пишет газета «Коммерсантъ» в среду.

По данным газеты, авиавласти Италии и стран Скандинавии запросили Минтранс РФ о статусе внедрения согласованных принципов модернизации системы использования транссибирских маршрутов (ТСМ). Из ответа Москвы следует, что «проводятся внутренние процедуры в соответствии с законодательством РФ». Но «любая попытка внедрить эти принципы создаст препятствия развитию воздушного сообщения между Россией и зарубежной стороной», а «в случае вмешательства третьей стороны договоренности по ТСМ могут быть пересмотрены».

Система платежей за пользование ТСМ возникла в 1970-х годах. СССР и РФ не подписали соглашение о транзите при международных перевозках Чикагской конвенции, и Москва взимает плату за пролет (роялти) с иностранных компаний, летящих из Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. Экономия времени на парный рейс в среднем составляет 4-5 часов, или около $ 80 тыс. Данные об объеме роялти «Аэрофлот» (получает основную часть средств) не раскрывает. В отчетности группы указаны «доходы по соглашениям с авиакомпаниями», в 2015 году они достигли 31,5 млрд руб., отмечает газета. По неофициальным данным, объем средств рос от десятков миллионов долларов в год в 1970-х годах до $ 200-500 млн в 2000-х. Часть роялти «Аэрофлот» отдает Росавиации на летные училища, авиатренажеры и другие цели.

Принципы модернизации ТСМ были сформулированы в 2006 году главой Минтранса РФ Игорем Левитиным и вице-президентом Европейской комиссии (ЕК) Жаком Барро, пишет «Коммерсантъ». Они предполагали, что не позднее первого января 2014 года обязательство авиакомпаний ЕС заключать коммерческие соглашения с российскими перевозчиками по ТСМ должно быть отменено. Затем сборы должны основываться на затратах, быть прозрачными и не вести к дискриминации зарубежных компаний. В 2011 году глава Минэкономики Эльвира Набиуллина подтвердила комиссару ЕК по торговле Карелу де Гюхту, что принципы вступят в силу после вступления РФ в ВТО.

Вопрос дискриминации зарубежных авиакомпаний также поднимался на переговорах зарубежных и российских авиавластей. Представители первых заявили о необходимости назначать второго перевозчика на транссибирских маршрутах. Источник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией, пояснил, что это желание связано с законодательством ЕС, требующим, чтобы на линии не было монопольного эксплуатанта. Но Москва сочла, что сейчас просьба не может быть удовлетворена. Российская делегация отказалась продолжать выдачу датской Thomas Cook Airlines Scandinavian и шведской TUIfly Nordic разрешений на пролеты из других стран Скандинавии в Таиланд через европейскую часть РФ, сославшись на понятие «национального перевозчика» — им разрешено летать через РФ только из страны принадлежности. В среднем каждая из компаний летает в Таиланд через РФ 350-400 раз в год.

Собеседник газеты в отрасли сообщил, что сейчас на высшем уровне есть негласное указание «не развивать указанную тему», поскольку потеря или резкое сокращение платежей за пролет по ТСМ «нанесет существенный урон» «Аэрофлоту». Как сообщалось, в конце июня руководство группы заявило, что убытки от участия в социальных программах (низкие тарифы на Дальний Восток и т. д.) не покрываются платежами иностранных компаний. Но с 2012 года существует запрет ЕК на новые договоренности с Москвой по ТСМ, поясняет источник газеты. Поэтому единственной возможностью развития воздушного сообщения является предоставление РФ компенсации в виде дополнительных коммерческих прав.

Ссылки по теме:
Российские туристы рассказали о связанных со стюардессами фантазиях
Аэропорт Брюсселя разрешил пассажирам провозить оружие
«Аэрофлот» разрешил не выключать телефоны при взлете и посадке
Политики конфиденциальности и Условий использования Google