Калининградская область больше не зависит от транзитных поставок газа. ДОПОЛНЕНО

Альтернативный проект стоимостью 60 млрд рублей должен обезопасить российский анклав от гипотетического риска нарушения транзита газа через Литву.

Калининградская область больше не зависит от транзитных поставок газа. ДОПОЛНЕНО
Фото: google.ru/maps

Калининградская область больше не зависит от транзитных поставок газа. ДОПОЛНЕНО

2019-01-08T18:00:00+0500
Uralweb

Президент России Владимир Путин дал команду на ввод в эксплуатацию плавучего регазификационного терминала «Маршал Василевский» у берегов Калининградской области. Он призван обеспечить возможность поставок газа в область по альтернативному маршруту — морем в сжиженном виде. Стоимость проекта составила более 60 млрд рублей, сообщает ТАСС.

Задача терминала — обезопасить российский анклав от гипотетического риска нарушения транзита газа через Литву. Терминал способен, при необходимости, в полном объеме удовлетворить потребности Калининградской области в природном газе. По словам президента, ввод в эксплуатацию регазификационной платформы сводит на нет транзитные риски для региона.

Ключевой элемент СПГ-терминала — стационарный морской причал с волноломом — уникальный для мировой практики технический объект. Он расположен в пяти километрах от берега. Причал — установленная на 177 сваях монолитная плита длинной 125,5 метра, выполненная из высокопрочного бетона. Конструкция способна выдержать самые сильные штормы в Балтийском море. Глубина моря у терминала достигает 19 метров.

От терминала до берега в районе поселка Куликово идет морской газопровод. Далее он соединен с Калининградским подземным хранилищем газа (ПХГ). Строительство терминала вело ЗАО «СтройТрансНефтеГаз».

Калининградское подземное хранилище газа — первый в стране герметичный природный резервуар, созданный в глубинных отложениях каменной соли.

***

«Интерфакс» в статье «Газпром» сделал рождественский подарок калининградцам за $1 млрд." www.interfax.ru/business/645332 сообщает о деталях и значении альтернативного варианта газоснабжения.

Газовая отрасль является одной из самых политизированных. Реализацию масштабных газовых проектов невозможно утаить — отрасль следит за ними пошагово. Однако и официальные политические «запуски» не оставляют аудиторию без новостей, посылая в соседние страны четкие политические сигналы.

Во вторник в Калининградской области были введены в эксплуатацию морской терминал по приему природного газа и плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» — реализован проект по альтернативному варианту газоснабжения области. Терминал и ПРГУ обеспечивают возможность получения природного газа морским транспортом в объеме до 3,7 млрд куб. м в год и способны, при необходимости, удовлетворить текущие и перспективные потребности Калининградской области.

Адресаты
Минск. 15 лет назад, в феврале 2004 года произошел российско-белорусский транзитный кризис. С тех пор братские народы не перестают спорить о цене на газ (и до покупки «Газпромом» «Белтрансгаза» за далеко не символические $5 млрд, и после). Транзитные неурядицы повторялись снова (например, летом 2010 года). Но остановка транзита газа зимой 2004 года, когда 18-19 февраля прекращались поставки российского газа в сторону Литвы, Польши и Калининградской области, запомнилась сильнее всего, так как пришлась на зимние холода.

Вильнюс. Литва из всех стран Балтии занимала по отношению к «Газпрому» наиболее жесткую позицию. Власти страны много лет ведут с концерном тяжбы о цене газа. Именно жалобе Литвы в Еврокомиссию «Газпром» обязан антимонопольным расследованием, которое грозило концерну многомиллиардными оборотными штрафами. В 2014 году Литва запустила свой собственный СПГ-терминал, который, конечно же, называется Independence («Независимость»). Первый российский терминал назвали именем маршала Советского Союза Александра Василевского, руководившего в годы Великой Отечественной войны штурмом Кенигсберга.

Тема альтернативного маршрута поставок газа в Калининград обсуждалась давно. Какое-то время планировалось построить в область подводный отвод от «Северного потока», но потом появилась идея строительства терминала СПГ. Впервые об этом сказал в 2007 году министр экономики регионального правительства Феликс Лапин. А в 2008 году проект вошел в ФЦП развития Калининградской области в декабре 2008 года. Его стоимость чиновники оценили в 3,96 млрд рублей. Это в 15 раз меньше, чем было потрачено на самом деле.

Во вторник «Газпром» отчитался о выполнении поручения: проект общей стоимостью 60 млрд рублей был введен в эксплуатацию.

Риски
Об исполнении поручения «Газпром» отчитался весьма четко, сделав акцент именно на транзитных рисках. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер в момент запуска терминала наглядно продемонстрировал президенту России Владимиру Путину, что западный анклав РФ может быть полностью обеспечен СПГ — без трубопроводных поставок газа через Белоруссию и Литву.

«Уважаемый Владимир Владимирович, на схеме можно сейчас видеть, что полностью отключена система поставок газа через магистральный газопровод Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград, и газоснабжение Калининградской области в текущий момент полностью осуществляется через приемный морской терминал», — показал Миллер.

Слова Миллера нашли подтверждение в данных литовского газотранспортного оператора Amber Grid. Он сообщил, что уже в газовые сутки 5 января транзитный поток газа через газоизмерительную станцию (ГИС) Шакяй на границе с Калининградской областью упал в четыре раза, а 6 января упал до нуля. Очевидно, что тут речь идет о пуско-наладочных работах, о которых А. Миллер упомянул также в ходе церемонии.

«Суточная производительность терминала сейчас составляет 13,2 млн кубометров газа. Годовая производительность терминала такова, что она позволяет полностью удовлетворять и текущие, и перспективные потребности в газе Калининградской области. „Газпром“ отнесся комплексно к постановке бесперебойного газоснабжения Калининградской области, и мы строим и развиваем Калининградское подземное хранилище, и одновременно строим в Ленинградской области в районе компрессорной станции „Портовая“, там, где берет свой старт газопровод „Северный поток 1″, завод по сжижению газа, который строится специально для потребностей Калининградской области“, — напомнил он.

„Уважаемый Владимир Владимирович, задача, которую вы ставили — обеспечить полное гарантированное автономное газоснабжение Калининградской области с моря — выполнена“, — сказал председатель правления „Газпрома“.

О рисках транзита сказал и Путин: „Мы присутствуем на очень важном событии и для энергетики России, и для всего региона. Это первый подобный проект в энергетике России. Мы понимаем, что доставка газа трубой является более экономически целесообразной и более дешевой, но для Калининградской области это, скорее всего, резервные мощности, которые существенным образом минимизируют, а точнее сказать, сводят на нет все транзитные риски. Сводят их к нулю. Без задействования газопроводов через территории сопредельных государств“.

Цена
Финальный бюджет капитальных затрат по проекту свыше 60 млрд рублей складывается из 42 млрд рублей на береговые объекты и $295 млн на регазификационное судно. Но нельзя сказать, что на этом счетчик сверхзатрат на реализацию проекта энергетической независимости области остановился.

На запуске терминала президент Владимир Путин сообщил, что цена на газ для потребителей области меняться не будет — независимо от того, как пришел газ: морем или по суше: „Мы договаривались с правительством, у правительства есть такое поручение подготовить предложения, знаю, что в целом они уже сформулированы, я жду доклада на этот счет по поводу того, чтобы для конечного потребителя эта разница в цене — трубного газа и сжиженного природного газа, поставляемого в Калининград, чтобы эта разница дополнительным бременем не легла на плечи конечного потребителя в Калининградской области. Такие предложения есть, и надеюсь в ближайшее время получить доклад на этот счет“.

Регулируемая цена газа „Газпрома“ для потребителей области на данный момент составляет менее $70 за тысячу кубометров. А рыночная цена газа, к примеру, в Европе на сегодня — $250-300 за тысячу кубометров.

Газ для первой загрузки „Маршала“ „Газпром“ купил в Сингапуре по $282 за тысячу кубометров.

Газ для конечных потребителей уже субсидируется при его поставках потребителям Дальнего Востока.

Берег
Окончательная стоимость береговых объектов составила 42 млрд рублей. Строительство терминала вел „Стройтранснефтегаз“ Геннадия Тимченко. Строительство затянулось из-за сложных погодных условий: осенью 2017 года штормы частично разрушили строящийся причал. Ущерб оценили в 2,7 млрд рублей.

„Газпром“ отмечает: „Ключевым элементом терминала является стационарный морской причал с волноломом — уникальный для отечественной практики технологический объект“. Он расположен в пяти километрах от берега. Глубина моря около него достигает 19 м, что обеспечивает возможность швартовки плавучей регазификационной установки. Причал представляет собой установленную на 177 сваях монолитную плиту длиной 125,5 м, выполненную из высокопрочного бетона. На ней размещено специальное оборудование для приема газа и швартовые устройства. Со стороны моря причал защищен мощным с-образным волноломом длиной 728 м. Конструкция объекта обеспечивает безопасную работу судна и способна выдерживать сильные балтийские штормы».

Волнолом, защищающий причал, имеет сложную конструкцию. По всей длине на уложенном на дне каменном основании (так называемой каменной постели) размещены 29 металлических цилиндров диаметром 20 м, высотой 21 м и массой более 200 тонн каждый. Внутри они заполнены щебнем, а снаружи обработаны антикоррозийным полимерным материалом. Со стороны моря цилиндры укреплены насыпью из камней (весом до 6 тонн каждый) и более чем 20 тысячами специальных железобетонных блоков (тетраподов, весом от 7,8 до 25 тонн каждый).

Калининградское ПХГ введено в эксплуатацию в 2013 году и стало первым в России хранилищем, созданным в отложениях каменой соли. Такое ПХГ обладает рядом преимуществ по сравнению с хранилищами в истощенных месторождениях или водоносных пластах. Соляные каверны являются идеальными по герметичности резервуарами — соляной купол непроницаем для газа. Калининградское ПХГ можно оперативно переключать из режима отбора в режим закачки и обратно (мультицикличность), в короткие сроки выводить на максимальную производительность.

В настоящее время на Калининградском ПХГ действуют четыре резервуара с оперативным резервом газа 174 млн куб. м. Продолжается расширение мощностей хранилища: к 2025 году количество резервуаров планируется увеличить до 14, объем оперативного резерва газа — до 800 млн куб. м.

Море
«Маршал Василевский» — единственная плавучая регазификационная установка в России. Судно построили в Южной Корее на верфи Hyundai Heavy Industries за $295 млн.

Судно перевозит СПГ (емкость резервуаров — 174 тыс. куб. м) и выполняет его регазификацию — перевод СПГ из жидкого состояния в газообразное. На ПРГУ расположены три регазификационные линии (включая одну резервную). Судно соответствует ледовому классу Arc 4, имеет возможность самостоятельного плавания во льдах толщиной до 0,8 м.

Судно поступило к заказчику с опозданием на год. Оно было повреждено на верфи при испытаниях. При проведении наладочных работ на одном из котлов-регазификаторов производства японской компании Mitsubishi произошел хлопок газа и разрушение котла. По результатам обследования «Газпром» и Hyundai приняли решение о замене котла.

Впрочем, задача «маршала» — не только снабжать газом Калининград. Это полноценный газовоз для работы на глобальном рынке СПГ. «В зависимости от ситуации с энергетической безопасностью Калининградской области, судно можно гибко использовать как СПГ-терминал, СПГ-шатл или как обычный газовоз. Кроме того, FSRU будет приспособлена для обслуживания малотоннажных СПГ-судов для будущего бизнеса „Газпрома“ по бункеровке судов на Балтике. Также благодаря дополнительным каютам и специализированному оборудованию на нем будет можно тренировать студентов российских морских университетов операциям с СПГ и другим морским дисциплинам», — ранее сообщала трейдинговая «дочка» концерна Gazprom Marketing & Trading.

bfm.ru
Принимаем новости круглосуточно по телефону +7 (912) 244-87-87
или
5
3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии (всего: 19)
701 8 января 2019 года в 18:25
гипотетического риска
Проект стоимостью 60 млрд. - на всякий случай ?
8
Anshe 8 января 2019 года в 18:38
Да всяко может быть,прикажут пиндосы литве транзит зарезать - зарежут,даже не сомневаюсь
5
Professsor L. 8 января 2019 года в 19:14
Президент России Владимир Путин дал команду на ввод в эксплуатацию плавучего регазификационного терминала «Маршал Василевский» у берегов Калининградской области. Он призван обеспечить возможность поставок газа в область по альтернативному маршруту — морем в сжиженном виде. Стоимость проекта составила более 60 млрд рублей

БРАВО МИСТЕР ПУТИН! Для германии не пожалел денег из Фонда благосостояния и отдал Миллеру на игрушки в виде кораблика, который при первом же шторме не сможет выйти из порта Санкт-Петербурга… или потонет, поскольку всё что строят Чемезовы или Чубайсы - не летает, ни плавает… кроме них самих в проруби…

А для Калининградской области пожалели проложить постоянный газопровод по дну Балтийского моря, чтобы русские люди не зависели ни от шторма на море, ни от отказа криогенных насосов… кои мы покупаем исключительно за рубежом (наши сколковские ноу-хау не работают более 3-4 месяцев, из-за чего супер-пупер газотурбовоз у РЖД по полгода стоит на стойле - ждут поставки этих самых криогенных насосов под заказ), ни от позиции и чесотки левой пятки у Трампа… потому что нельзя сказать, что Литва или Эстония способны тявкать…
5
HotAndFun 8 января 2019 года в 21:52
В России же деньги не куда девать, лучше бы метро в екатеринбурге построили
2
Nicky 9 января 2019 года в 09:48
Цитата
Professsor L.:

пожалели проложить постоянный газопровод по дну Балтийского моря

А что, Балтийское море уже стало внутренним морем РФ? Согласовать газопровод до Калининграда это тоже самое, что согласовать Северный поток. Тупо не дадут.
3
uthjby 9 января 2019 года в 11:40
Всем русофобам Россия отвечает грамотно и снисходительно. Хороший ответ, такой, что бы навсегда - требует денег. Совершенно очевидно и ясно, в последние годы Россия взяла курс за тихую политику удушения тех, кто занимает откровенно русофобскую сторону. Литва - прекрасный этому образец.

Десять лет назад Литва львиную долю своих доходов имело с российского транзита. Это были порты, ж/д, нефтепроводы и газопроводы, автомобильный траффик. Сегодня река денег обмелела до маленького ручейка, да и тот грозит окончательно пересохнуть. За что им всё это? За продажность Лондону, за русофобскую политику, за базы и войска НАТО у наших границ, за дискриминацию россиян.

Первое, что сделала Россия - прекратила поставки нефти и нефтепродуктов через прибалтийского гиганта. Потом резко сократила использование её портов, что привело к сокращению перевозок грузов по ж/д Литвы почти в 10 раз. Тогда литовские власти хоть и начали нервничать, но решительно смеялись на разные камеры, утверждая, что Россия им не товарищ и они не против, чтобы она полностью ушла с их рынка. Но это было на камеры. Правящая элита Литвы отрабатывала свои гонорары.

По факту же на уровне министерств писались жалобные письма с просьбой сохранить хоть какой-то транзит, ибо без него содержать ж/д и порты Литва не в состоянии.

Сегодня, нанесён очередной удар по русофобам - плавучая платформа -газовоз-регазатор «Маршал Василевский» начала обеспечивать область газом в обход Вильнюса.

Что потеряла Литва? Для населения в 2,8 млн человек потеря даже 20 млн Евро в год – это не только чистый убыток, но еще и потеря рабочих мест, налогов, местных возможностей газификации и, что немаловажно, потеря возможности политического давления на Россию.

Сегодня Россия окончательно сбросила с себя ненужного нахлебника-русофоба и оппонента, и отныне, мнение Вильнюса для Москвы перестало иметь хоть какое-либо значение. Любое перспективное ограничение и шантаж России в отношении калининградской области потеряло всякий смысл.
1
termist 9 января 2019 года в 13:04
Цитата
Anshe:

прикажут пиндосы

Они опять там обкурились.
"В сенате США заблокировали закон о санкциях против России, Сирии и Ирана"(с.)
0
Anshe 9 января 2019 года в 13:17
Цитата
termist:

опять

опять? да они там всегда походу обкуренные
1
termist 9 января 2019 года в 14:16
Цитата
Anshe:

опять? да они там всегда походу обкуренные

Чего другое видать курили - поставщики видать российские в этот раз.
2
Professsor L. 9 января 2019 года в 14:46
Цитата
uthjby:

Сегодня, нанесён очередной удар по русофобам - плавучая платформа -газовоз-регазатор «Маршал Василевский» начала обеспечивать область газом в обход Вильнюса.

Пожалуйста, когда это чудо встанет на прикол по той же причине, что и у РЖД с его супергазотурбовозы - напишите нам… А то пукаете по поводу открытия, строительства и т.д. А на деле потом всё это тихонько списывается со счетов, потому что эксплуатировать становится очень затратным и экономически невыгодным. Но об этом забывают писать кремлёвские пропагандисты..

В догонку. Правительство РФ распорядилось выделить субсидии всем регионам для закупки газомоторного общественного транспорта… Но в Сибири нет даже магистрального газопровода: Красноярск, Томск, Иркутск, Чита и т.д. не могут присоединиться к столько важной для экологии региона профанации правительства Медведева… И что Миллер зачесался… Написал только ответные письма в адрес всех регионов, что это не его барское дело…

Как собираются дотировать разницу в стоимость сжиженного газа и трубного, который проходил по территории Литвы 300-400 км… Или опять вся Россия будет скидываться Миллеру на гешефт… Сам то он от своей прибыли отказываться не будет ни в коем случае… 25 лет развития "нашего достояния" наглядный тому пример…
Цитата
Nicky:

А что, Балтийское море уже стало внутренним морем РФ? Согласовать газопровод до Калининграда это тоже самое, что согласовать Северный поток. Тупо не дадут.

Две нитки согласовали, а сделать ответвление на 1/3 протяженности видимо стоит гораздо больших денег, чем 60 млрд. на очередную игрушку… Кто мешал зайти с второй ниткой Северного потока на территорию Калининградской области - и получили полное надёжное газоснабжение региона и усилили надёжность морской части газопровода т.к. в случае аварии можно условно разделить на две части… Или там на Российской земле тоже надо слишком много бумаг оформлять, чтобы продавать национальное достояние Миллера и его компании…
2
Nicky 9 января 2019 года в 15:16
Цитата
Professsor L.:

Две нитки согласовали, а сделать ответвление на 1/3 протяженности видимо стоит гораздо больших денег,

Вы не путайте две нитки, в которых заинтересована, условно, одна страна Европы – Германия, способная продавить решение в свою пользу в Европе. И отдельную нитку, в которой заинтересованы только мы, а вот против будут все. Про ответвление я вообще промолчу, вы вентиль на дне Балтийского моря ставить будете?
3
Professsor L. 9 января 2019 года в 15:54
Цитата
Nicky:

Про ответвление я вообще промолчу, вы вентиль на дне Балтийского моря ставить будете?

По-моему четко сказал, что на сушу можно было зайти одной из ниток… Или мы рассуждаем только о национальном достоянии государства Германия… То есть наши интересы (государства) и интересы 100 тыс. населения никому не интересны… И что Германия отказалась бы от такой оговорки, имея прибыли как самого главного транзитёра газа в Европу. После марта 2019 года и вообще становится практически монополистом - 60% поставок будет идти через Северный поток для всей Европы…
А Калининград как топил мазутом… ну еще пускай топит, мазута в нашей стране много…
-2
Мечта поэта 9 января 2019 года в 18:20
Цитата
HotAndFun:

В России же деньги не куда девать, лучше бы метро в екатеринбурге построили


Эммм… Калининград - это как бы тоже Россия. В нынешней политической ситуации заранее предусмотреть - как не оставить эту самую часть России без необходимых ресурсов - это вполне себе грамотный ход, имхо.

Как раз улетала из Калининграда в день визита президента. Впервые там была и с удовольствием загляну еще, когда будет потеплее.
3
701 9 января 2019 года в 20:18
Цитата
Мечта поэта:

Калининград - это как бы тоже Россия.
Несомненно . Только угроза поставки газа в Калининград через Литву гипотетическая , в то время, как треть населённых пунктов России РЕАЛЬНО не газифицирована .
0
termist 10 января 2019 года в 12:34
Цитата
701:

в то время, как треть населённых пунктов России РЕАЛЬНО не газифицирована .

Я с Вами соглашусь, если Вы приведёте примеры регионов. Кол-во жителей в селении.
0
Professsor L. 10 января 2019 года в 16:08
Цитата
termist:

Я с Вами соглашусь, если Вы приведёте примеры регионов. Кол-во жителей в селении.

А что люди, проживающие в этих посёлках не граждане России, чтобы практически бесплатно отдавать газ Чечне, Дагестану, Ингушетии - официальная статистика на июнь 2018 года, вспомните как бровями водил Медведев на совещании - только 28% потребителей платят за газ официально, остальные просто подключаются к сетям и пока обход газовики не выполнят, никто не чешется куда исчезает газ из трубы… Вспомните "трагедию" в цыганском посёлке под Тулой, когда попытки газовиков под защитой вооруженной Росгвардии не могли обеспечить отключение самодельных газопроводов… коих насчитали не один десяток…

А какая разница если будут перечислять десятки тысяч населённых пунктов с численностью более 25 тыс. человек, у нас города миллионники без газа до сих пор: Красноярск, чуть чуть по меньше Иркутск, Чита, Хабаровск… Но во всех регионах присутствует Газпром с трубами, перекачивающими народное достояние Миллера в Китай или Зап. Европу… То есть благосостояние Китая кремлёвской власти важнее чем сотни тысяч россиян…
0
Мечта поэта 10 января 2019 года в 16:57
Цитата
701:

Несомненно . Только угроза поставки газа в Калининград через Литву гипотетическая , в то время, как треть населённых пунктов России РЕАЛЬНО не газифицирована .


Да, логично, что и упомянутая Вами ситуация требует искать пути решения. Но, в этих населенных пунктах сейчас обходятся без газа. Пусть это скорее всего и дороже, и менее удобно. Но это налаженная система. А вот если то самое гипотетическое случится, то проблема будет глобальнее и существеннее, потому что в Калининградской области-то уже все ориентировано именно на потребление газа.
Имхо, не стоит оставлять возможные рычаги давления или решать этот вопрос по факту, когда такой катаклизм уже случится.
1
701 10 января 2019 года в 20:44
Цитата
Мечта поэта:

не стоит оставлять возможные рычаги давления
Таких рычагов давления уйма ( вспомните недавнюю история про Superjet 100 ) , везде соломку не постелешь .
1
Professsor L. 10 января 2019 года в 21:15
Цитата
701:

Таких рычагов давления уйма ( вспомните недавнюю история про Superjet 100 ) , везде соломку не постелешь .

Если 25 лет пытаться игнорировать это, то конечно неожиданность большая… Боинг не дал добро вырасти своему конкуренту на территории России… Чемезов просто от ужаса онемел, хотя застрелится должен был… за свою бездарное руководство суперкомпанией…

Просто надо от слов переходить к делам… Особенно когда разворовывались сверхдоходы от нефти и газа в 2005-2008 г.г. - 3 триллиона только акцизов за продажу ресурсов в год получала страна и ничего, кроме Олимпиады в 2014 году не сотворили…
3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Самый вкусный шашлык:
Можно выбрать один вариант
Всего голосов: 77
9.1%
55.8%
28.6%
1.3%
5.2%
Uralweb.ru в социальных сетях