Полная амнезия иммунитета: корь делает организм уязвимым к другим болезням

Корь — заболевание с очень высоким уровнем заразности, которое может обернуться серьёзными, порой фатальными осложнениями, включая пневмонию и энцефалит (воспаление мозга).

Полная амнезия иммунитета: корь делает организм уязвимым к другим болезням

2019-11-02T13:00:00+0500

Но есть ещё одна угроза. Если человек не был привит от кори и перенёс это заболевание, он рискует столкнуться с так называемой иммунной амнезией. Это понятие обсуждается уже несколько лет, но его существование было не подтверждено (до недавнего времени).

После того как в 1960-х годах была разработана вакцина против кори, уровень заболеваемости корью резко сократился. Более того, в тех странах, где была введена вакцинация, непонятным образом снизилась смертность от других, никак не связанных между собой инфекций.

С другой стороны, эпидемиологические исследования связывали заражение вирусом-возбудителем кори с более высокими шансами смертности в последующие годы.

В свете этих данных учёные и выдвинули гипотезу иммунной амнезии.

Поясним, о чём идёт речь. Поскольку мы подвергаемся воздействию болезнетворных бактерий и вирусов с детства, наш организм накапливает специализированные иммунные клетки, каждая из которых научилась вырабатывать антитела, чтобы атаковать один конкретный патоген.

Однако корь лишает иммунную систему способности «помнить» и быстро устранять выявленные ранее угрозы. В результате человек становится уязвимым к таким болезням, которые, по идее, уже не должны были его настигнуть.

В 2015 году учёные из Нидерландов и США провели математический анализ, чтобы определить, существует ли связь между количеством случаев заболевания корью и количеством детских смертей от других болезней. Предположения подтвердились: авторы установили, что детская вакцина против кори приносит пользу не только тем, что не позволяет заболеть ею, но и тем, что обеспечивает защиту от других заболеваний (об этом исследовании мы подробно рассказывали).

Однако в последние годы число противников вакцинации возросло, и статистические данные оказались неутешительными. Количество случаев заболевания корью резко увеличилось: более чем на 30% во всём мире с 2017 по 2018 год. Ожидается, что в декабре этого года из Всемирной организации здравоохранения поступят ещё более пугающие данные.

В связи с этим международная команда учёных провела дополнительные исследования, чтобы подтвердить и обосновать гипотезу иммунной амнезии — то есть уже не посредством математических расчётов, а с точки зрения биологии и медицины.

В работе приняли участие дети из протестантской общины в Нидерландах, чьи родители по религиозным соображениям отказались от всех прививок, предназначенных юным пациентам.

В 2013 году, во время вспышки кори, 77 таких детей перенесли заболевание. До и после этого исследователи взяли у участников образцы крови.

Для анализа использовали специально разработанную технологию под названием VirScan. Она обнаруживает в крови антитела, возникающие в результате текущих или прошлых столкновений с вирусами и бактериями.

Исследование показало, что до того как дети заболели корью, их кровь содержала антитела ко многим распространённым патогенам. Но уже через два месяца после выздоровления от кори дети потеряли от 11 до 73% этих антител. Иными словами, их иммунная память была «стёрта», и в некоторых случаях почти полностью.

Это означает, что дети стали более уязвимы к болезням, от которых ранее — до заражения корью — у них была иммунная защита.

Важно отметить, что такого эффекта не было выявлено в контрольной группе, куда вошли 115 детей и взрослых, которые не болели корью.

Кроме того, потеря антител не наблюдалась у детей после вакцинации против кори.

Эксперименты на модельных животных (макаках-резусах) показали схожий результат: корь уничтожала от 40 до 60% ранее существовавших в их крови иммунных антител.

В другом испытании учёные привили хорьков от гриппа, а затем заразили вирусом, подобным вирусу кори. Последний стёр иммунную память животных о гриппе.

«Даже после того как хорьки были успешно вакцинированы против гриппа, вирус, подобный кори, снизил уровни антител к гриппу, в результате чего животные снова стали восприимчивы к инфекции и демонстрировали более серьёзные симптомы. Это показывает, что корь может обратить вспять последствия вакцинации против других инфекционных заболеваний», — рассказывает соавтор одной из работ профессор Пол Келлам (Paul Kellam) из Имперского колледжа Лондона.

Результаты этой работы представлены в журнале Science science.sciencemag.org/content/366/6465/599.

Международная команда иммунологов провела ещё одно исследование, чтобы разобраться, как происходит потеря иммунной памяти.

Специалисты изучили образцы крови 26 детей из Нидерландов до и через 40-50 дней после заражения корью. Команда обратилась к источнику антител: В-лимфоцитам. Поясним, что при контакте с антигеном некоторые из этих клеток трансформируются в плазматические, способные к продукции антител. Другие активированные B-лимфоциты превращаются в B-клетки памяти.

Анализы показали, что при заражении корью в крови снижается разнообразие В-клеток памяти, которые «помнят» прошлые инфекции и быстро борются с любым рецидивом. Вирус кори истребляет B-клетки, специфичные для других патогенов, и они заменяются новыми — В-клетками, хранящими память о кори.

Но и это ещё не всё. Оказалось, корь также уменьшает разнообразие В-клеток другой категории — не активированных клеток в костном мозге, которые известны как наивные. Эти клетки ещё не контактировали с антигеном, а значит, не приобрели специализацию. В будущем они могли бы обеспечить защиту от той или иной болезни, однако из-за вируса кори эта система реагирования на новые патогены может работать с перебоями.

По словам специалистов, корь словно возвращает иммунную систему в незрелое состояние, сбрасывая имеющиеся настройки. При этом у некоторых детей эффект был настолько мощным, как будто им давали сильнодействующие иммунодепрессанты.

Научная статья по итогам этой работы опубликована в издании Science Immunology.

В свете новых данных специалисты заключают: единственный способ предотвратить потерю иммунной памяти — это вакцинация против кори. Однако в том случае, если ребёнок перенёс это заболевание, он должен повторно получить прививки против всех распространённых патогенов, чтобы снизить риск заражения и нежелательных последствий в будущем.

Источник: Вести
АнтонМ 3 ноября 2019 года в 11:34
начинается…
эпидемия гриппа типа на спад пошла, прибыль падает, давай а-ля у-лю, всех от кори прививать.
не надоело эту пропаганду разводить что, главная проблема здравоохранения ?
детей и так всех прививают от кори, а для взрослых вакцинация бесполезна. успокойтесь уже