Роскомнадзор: «право на забвение» у российских граждан по факту есть

20 апреля 2015 года в 22:57

Помощник президента Игорь Щеголев предложил ввести в российское законодательство право пользователя на удаление информации о нем из интернета («право на забвение»). Также Щеголев считает необходимым расширить понятие персональных данных пользователя и ужесточить требования к пользовательским соглашениям интернет-сервисов.

«Рынок обработки данных не способен к саморегулированию», — заявил Щеголев на коллегии Роскомнадзора. По его словам, регулирование интернет-рынка — задача государства. Щеголев предложил посмотреть на европейский опыт регулирования, чтобы перенести его на российскую почву.

Речь, в частности, о «праве на забвение». «Граждане должны пользоваться правом быть забытыми», — подчеркнул он, напомнив, что в первый же день после принятия такой нормы в ЕС заявки на удаление своей личной информации подали 12 тысяч пользователей.

Кроме того, необходимо уточнить вопрос о персональных данных в российском законодательстве и изменить подход к пользовательским соглашениям интернет-сервисов, чтобы для каждого сервиса заключалось отдельное соглашение.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров назвал эти предложения глубокими и содержательными, заявив, что Роскомнадзор будет над ними работать в кооперации с Советом Федерации и Госдумой.

Журналистам Жаров пояснил, что «право на забвение» у российских граждан по факту есть: они могут обратиться в суд с требованием удалить свои личные данные из интернет-сервисов. Однако ни одного такого иска в суды еще не поступало. Тем не менее он пообещал, что «как только прецедент случится, он будет реализован».

Комментируя инициативу Щеголева по изменению подхода к персональным данным, глава Роскомнадзора сказал, что этот вопрос требует «изучения и возможного законодательного регулирования». Необходимо обсуждать его со всеми заинтересованными сторонами — законодателями, правоприменителями и участниками рынка, анализировать международный опыт, отметил глава Роскомнадзора.

По его словам, понятие персональных данных становится шире, его конфигурация будет меняться. В этой связи Жаров напомнил о дискуссиях: являются ли персональными данными аккаунты в соцсетях и почтовых сервисах. «Следует исследовать вопрос и находить обобщенные консенсусные решения по персональным данным», — заключил он.

Политики конфиденциальности и Условий использования Google