Найдены бактерии, способные гнать алкоголь прямо в кишечнике

Повреждение печени — одно из хорошо известных последствий чрезмерного употребления алкоголя. Но, по крайней мере, можно оправдывать пивные излишества тем, что было весело. Однако некоторые кишечные бактерии производят алкоголь не хуже винзаводов и могут повредить печень даже без всякого удовольствия от выпивки. И это уже несправедливо.

Найдены бактерии, способные гнать алкоголь прямо в кишечнике

2019-09-22T14:00:00+0500

Впрочем, справедливость не более, чем концепция, в то время как алко-бактерии существуют на самом деле. Впервые столкнулись с ними ученые из Столичного института педиатрии Китая. Специалист института по имени Цзин Юань изучал пациента с тяжелой формой НАЖБП (неалкогольная жировая болезнь печени/неалкогольный стеатогепатит), который пьянел всякий раз, когда ел пищу, богатую сахаром, — состояние, известное науке как синдром само-пивоварения.

Считается, что синдром вызывают дрожжевые грибы, проживающие в кишечнике, однако в данном случае никаких признаков дрожжей у пациента выявлено не было — анализы оказались отрицательными, и на противогрибковые препараты он не реагировал.

Ученые углубились в предмет, то есть в кишечник, и обнаружили, что алкоголь исходит от обитающих в нем бактерий.

«Мы были удивлены, что бактерии могут производить столько алкоголя», — говорит Цзин Юань, — «Изучив фекальный микробиом пациента мы пришли к выводу, что в пьянящем эффекте виновны определенные штаммы Klebsiella pneumonia».

Klebsiella pneumonia входит в состав микробиома многих людей, и эта бактерия действительно способна вырабатывать этанол, но обычно его количества куда скромнее. Обнаруженные же штаммы в 6 раз превзошли обычные клебсиеллы в объемах алкогольных поставок.

Цзин Юань продолжил изыскания и обнаружил, что у 60% китайцев, страдающих НАЖБП, есть те или иные алко-бактерии, хотя явные признаки алкогольной интоксикации встречались сравнительно редко. Но судя по всему, для повреждения печени хватало и этого.

Чтобы подтвердить ответственность алкоголя за НАЖБП, Юань кормил подопытных мышей штаммами K. pneumonia с высокой ферментацией, и в течение месяца их печень демонстрировала накопление жира. Еще через месяц на печени грызунов начали появляться рубцы, что свидетельствовало о необратимом повреждении — дело шло к циррозу. Удаление бактерии останавливало разрушительный эффект.

«НАЖБП является гетерогенным заболеванием и может иметь много причин», — комментирует Юань. «Наше исследование показывает, что определенные штаммы K. pneumonia, вероятно, в их числе. Эти бактерии повреждают вашу печень так же, как выпивка, за исключением того, что у вас нет выбора».

В данный момент ученые собираются выяснить, почему ферментирующие штаммы живут не у всех подряд, и одновременно работают над созданием новой потенциальной терапии неалкогольного стеатогепатита. Хотя надо признать, что в свете полученных знаний слово «неалкогольный» кажется уже не совсем подходящим.

Источник: Вести