25 лет назад Свердловск потряс взрыв на Сортировке

9 октября 2013 года в 16:16

За воспоминаниями об октябрьских событиях 1993 года, которым в минувшую пятницу предалась вся страна, в Екатеринбурге забыли о другой актуальной дате — 25-летии взрыва на Сортировке, который ошарашил уральцев в 88-м.

4 октября 1988 года около 04:30 утра на станции Свердловск-Сортировочный покатился под уклон состав с двумя вагонами, перевозившими груз Минобороны СССР — 46,8 тонн тротила и 40 тонн гексогена. Взрывоопасный поезд врезался в товарняк с углем. От удара вагоны слетели с рельсов, оборвавшийся электропровод упал на взрывоопасный груз, и произошел мощнейший взрыв.

Ударная волна распространилась на 10-15 километров. Взрыв слышал и почувствовал весь город: стекла вышибло не только в центре Свердловска, но даже в противоположном от Сортировки районе — ЖБИ. В эпицентре взрыва осталась воронка диаметром 40 и глубиной 8 метров.

Погибли 6 человек, более 500 получили различные ранения. В основном — резаные раны от осколков стекла. Городу повезло, что взрыв произошел ранним утром. Иначе жертв было бы в разы больше.

По официальной версии, виновником катастрофы стала 35-летняя диспетчер станции Татьяна Хамова. Она, якобы не убедившись, что локомотив удерживает состав со взрывчаткой, дала зеленый свет транзитному поезду, из-за чего и произошло столкновение и последующий взрыв.

Следствие велось четыре года. Хамову обвинили в нарушении инструкций и требовали для нее шесть лет тюрьмы. Но суд несколько раз возвращал дело на доследование. В итоге, из-за резонанса, дело отправили в Челябинский суд, где его успешно замяли.

Бывший старший следователь следственного отдела управления транспортной милиции Владимир Матюшенко двое суток после трагедии работал в составе следственной группы и уверен, что установил точную причину взрыва.

Владимир Матюшенко показывает на ту самую кнопку, нажатие которой и привело к крупнейшей на железной дороге катастофе. Снимок 1988 года

Прибыв на место катастрофы, Матюшенко сразу же установил, что между столкновением составов и взрывом был промежуток времени чуть больше двух минут.

Как выяснилось, после столкновения и обрушения контактной сети высоковольтных проводов автоматика сама отключила напряжение. В итоге провода упали на взрывоопасные вагоны обесточенными. Но, по инструкции СвЖД, после отключения автомата оперативному дежурному разрешается «однократное ручное включение участка сети».

«Дежурным энергодиспетчером, который сидел на станции Свердловск-Пассажирский (около семи километров от места взрыва), был продиктован приказ произвести однократное ручное включение фидера обесточенного участка электросети, с ручной записью в журнале. В двух километрах от точки столкновения, на тяговой подстанции, дежурный электромеханик записал этот приказ в свой журнал. Я помню, время было отмечено 02:32 мск. После этого в обрушенную контактную сеть было подано 3000 вольт. Мощный электроразряд прошел через вагон и груз, вызвав его детонацию», — рассказал Матюшенко «УралПолит.Ru».

По данным бывшего следователя, электромехаником, нажавшим кнопку, была Ольга Родненко. В ходе допросов она признавалась, что взрыв произошел после нажатия рубильника. Женщина в окно увидела взметнувшееся в небо пламя, а ногами ощутила сейсмический удар. Ее жизнь спасло только то, что она успела инстинктивно спрятаться за стальным щитом мнемосхемы.

Родненко действовала по приказу, основанному на инструкции, утвержденной начальником Свердловской железной дороги, членом ЦК КПСС Скворцовым. Документ согласован с главным инженером дороги и подписан начальником службы энергоснабжения. «Эти три лица и должны были стать обвиняемыми. Но один из них был неподсуден по определению. Это же высший состав номенклатуры! А обвинение двух других лиц все равно бросало бы тень на Скворцова. Хамова же была единственным персонажем, кого можно было бы хоть как-то назвать обвиняемой», — считает Матюшенко.

Ссылки по теме:
Чебаркульскому метеориту было более 4,5 млрд лет
Политики конфиденциальности и Условий использования Google