Давняя авария могла сказаться при крушении Boeing

19 ноября 2013 года в 12:03

Причиной авиакатастрофы в Казани могла быть техническая неисправность, считают опрошенные РИА Новости эксперты в США. Они разошлись во мнении, могло ли авиапроисшествие 12-летней давности быть одним из факторов, которые привели к катастрофе.

Лайнер Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» разбился в минувшее воскресенье в аэропорту Казани, погибли все находившиеся на борту 50 человек. Самолету было 23 года, он побывал во владении семи авиакомпаний.

Проанализировав видео с камеры наблюдения, на котором видно практически вертикальное падение самолета, эксперты отметили необычность этого случая.

«Судя по тому, что я видел на видео, это был весьма необычный инцидент. Очень редко случается, чтобы крупный самолет упал под таким углом», — сказал авиационный эксперт Тодд Кертис (Todd Curtis), автор книги об анализе данных в сфере безопасности гражданской авиации.

«Произошло что-то весьма необычное, вероятно, катастрофичная механическая неисправность, которая пока не определена, так как еще не проанализированы „черные ящики“ и разговоры в кабине пилотов. Может быть, имели место недостатки в процедурах техобслуживания», — сказал Кертис, отметив, что фактором в катастрофе могли быть и экстремальные погодные условия.

Профессор Массачусетского технологического института Арнольд Барнетт (Arnold Barnett) считает, что погода не могла вызвать подобное падение. «Первоначально сообщения о сильном ветре заставили меня заподозрить, что катастрофу вызвал сдвиг ветра или исключительно сильный встречный ветер. Но ни одно из этих явлений не вызвало бы практически вертикальное падение самолета», — сказал Барнетт, бывший сотрудник Федерального управления гражданской авиации и Управления по транспортной безопасности США, который сотрудничал в области безопасности с десятками авиакомпаний и аэропортов. Эксперт также не считает, что проблему могло вызвать некачественное топливо.

«По имеющимся сообщениям можно предположить, что пилот отменил две предыдущие попытки посадить самолет. Представляется, что пилоты знали о некоей механической неисправности, что может объяснить их сообщение о «непосадочной конфигурации», — сказал Барнетт. Он не стал строить предположения, могла ли послужить причиной падения самолета проблема с выпуском предкрылков или закрылков, как предположил ранее в интервью РИА Новости опытный военный пилот.

«Отказ механики можно распознать только путем подробного и тщательного исследования всех вещественных доказательств и проведенного обслуживания», — сказал, в свою очередь, Мэтт Робинсон (Matt Robinson), пилот-инструктор и эксперт по авиационной безопасности в фирме Robson Forensic, которая занимается, в частности, расследованием авиапроисшествий. По словам Робинсона, исключительно редко бывает так, что у подобной аварии есть только одна причина. «Чаще в аварии участвуют многочисленные проблемы на разных операционных уровнях — от ошибки пилота до неправильной организации», — сказал Робинсон.

Повлиял ли на катастрофу давний инцидент?

Два эксперта считают, что давнее авиапроисшествие могло повлиять на последующее состояние самолета. По данным консалтинговой компании Ascent, упавший в Казани лайнер в 2001 году «не дотянул» до взлетно-посадочной полосы в бразильском городе Белу-Оризонти, сломав левую стойку основного шасси. Тогда никто не пострадал, а самолет отремонтировали.

«С самолетом произошел инцидент при посадке, но не было серьезного ущерба. Возможно, что это могло иметь некоторое влияние на нынешнюю катастрофу. Это не было бы беспрецедентным случаем… Инцидент в Бразилии вполне мог быть сопутствующим фактором», — сказал Тодд Кертис. Он напомнил о катастрофе лайнера Boeing 747 авиакомпании Japan Airlines, которая произошла в 1985 году и унесла жизни 520 человек. Тогда неправильный ремонт переборки-шпангоута через семь лет проявился в «усталости» металла. В результате переборка разрушилась, что привело к отрыву киля и потере управляемости.

Мэтт Робинсон подтвердил, что возможна ситуация, когда повреждения дают о себе знать годы спустя. «Случается, что проблемы и неисправность в ремонте могут оставаться в „спящем“ состоянии на протяжении месяцев, иногда лет, прежде чем произойдет отказ. Это продемонстрировала катастрофа рейса TWA 800 в 1996 году», — сказал Робинсон. Тогда Boeing 747 с 230 людьми на борту упал вскоре после взлета из Нью-Йорка в результате взрыва топливного бака, вызванного коротким замыканием.

Однако профессор MIT Барнетт не считает, что возраст самолета и предыдущее авиапроисшествие могли стать причиной катастрофы в Казани. «Не думаю, что возраст Boeing 737 сам по себе был источником риска. Меня удивило бы, если бы сыграл роль эпизод с шасси 12 лет назад. Как и все остальные, я рассчитываю, что если бортовые самописцы удастся прочесть, они дадут некоторое представление о причинах», — сказал Барнетт.

Эксперты призвали не делать выводов до официальных итогов расследования. Они также выразили надежду, что вылетевшие в Россию специалисты из Национального совета по безопасности на транспорте США смогут помочь российским специалистам установить причины трагедии.

Ссылки по теме:
Оба "черных ящика" упавшего Boeing сильно повреждены
Рассматривается пять версий авиакатастрофы в Казани
Выяснять причины крушения Boeing 737 будут американцы
Последние слова пилота: "Мы не сядем"
«Татарстан» отвергла предположения о неисправности «Боинга»
Политики конфиденциальности и Условий использования Google