Лучшие фильмы 2015 года

5 января 2016 года в 18:01

Однорукая Шарлиз Терон, эмансипированная Дженнифер Лоуренс и Хоакин Феникс с бакенбардами в нашей подборке лучших картин за год

Весь год мы смотрели фильмы — и теперь, когда он на исходе, выбрали для вас лучшие. На длинных новогодних каникулах, возможно, стоит уделить внимание тем из них, которые вы еще не видели.

«Безумный Макс: Дорога ярости»

«Безумный Макс» включили в свои списки лучших картин почти все синефильские издания и ассоциации кинокритиков — но гораздо важнее, что таким его выбрали миллионы зрителей по всему миру (об этом свидетельствуют данные IMDB). Перезапуск франшизы Джорджа Миллера, снятый через 30 лет после последней части, поражает своим стилистическим варварством: покрытые шипами машины, песчаные смерчи в пустыне, вырывающийся из труб огонь, выбеленные «воины полураспада», Том Харди, закованный в маску, и Шарлиз Терон с одной рукой. Постапокалиптическая антиутопия, где все борются за бензин, воду и власть, не пренебрегая никакими средствами, оставляет не гнетущее, а удивительно бодрящее чувство. «Дорога ярости» — это вышедший на волю хаос, хтонические монстры, пересевшие на грузовики, чтобы устроить погоню века. Одним словом, «какой фильм, как чудесный фильм!»

«Агенты А.Н.К.Л.»

Гай Ричи вернулся на экраны, забыв свой британский акцент и мир мафиозного Лондона, но взяв главное: лихой сюжет и гладкое действие, которое от первого до последнего кадра несется, как яхта по волнам или дорогой автомобиль. «Агенты А.Н.К.Л.» — ремейк одноименного сериала 60-х годов про двух агентов ЦРУ и КГБ, которым приходится объединиться ради спасения мира. Несмотря на довольно затасканный сюжет, фильм дает 100 очков вперед пресноватому Бонду, в том числе благодаря знаменитому юмору Ричи. Так, в одной из сцен агенты конкурирующих разводок спорят, какая сумочка больше подходит к туфлям их спутницы. Особую радость приносит и эпоха: в 60-е все были очень модными и не теряли чувства вкуса, даже когда речь шла о третьей мировой

«Джой»

Джой, которая выйдет в российский прокат уже в новом году, снял автор «Аферы по-американски», бытописатель безумных семей и их неврозов (лучше всего это раскрывается в названии другого его фильма — «Мой парень псих») Дэвид О. Расселл. В «Джой» он сводит вместе американскую мечту с безумным семейством, и разыгрывает историю со своими излюбленными актерами: Дженнифер Лоуренс и Брэдли Купером. История матери-одиночки Джой, которая однажды придумала супер-швабру, сбросила гнет родственников и вообще переломила фортуну, взята из жизни — в основе судьба изобретательницы Джой Мангано. Фильм, впрочем, не то чтобы о конкретике — это скорее гимн эмансипации. Но история воплощение американской мечты, самореализации и освобождения от гнета — скрепы американского общества, рассказ о которых часто грешит морализаторством и излишней патетикой — рассказана Расселом с чудным изяществом и остроумием. И потому просмотр ее оставляет одно чувство: радость (так и переводится имя главной героини)

«Багровый пик»

Еще один фильм от признанного мастера — режиссера Гильермо дель Торо. Юная американка (Миа Васиковска) в конце ХIХ века выходит замуж и переезжает из индустриальных позитивистских штатов в особняк на отшибе в английской глубинке. Под особняком красная глина, которая проступает сквозь снег — оттого поместье в народе и прозвали Багровым пиком. Фильм с каноничным сюжетом для ужастиков, в котором неизбежно появляются излюбленные дель Торо призраки, на деле оказывается историей любви. Кроме того — со всеми рюшами, бархатными платьями и самим поместьем (касательно источников вдохновения дель Торо СМИ выпустили несколько исследований) «Багровый пик» — один из самых красивых фильмов года.

«Любовь»

Фильм если не из числа лучших, то самых запоминающихся точно. Автор «Необратимости» Гаспар Ноэ остается верен себе и снимает ярче и откровеннее многих других. Его «Любовь», окрашенная в яркие, неоновые и приглушенные, телесные цвета, едва ли не наполовину состоит из постельных сцен (за это многие клеймили ее «порнографией»). История отношений любовного треугольника рассказана урывками, перемежается флэшбеками. И после просмотра она вспоминается как сон или трип — обрывочный, запавший в память отдельными образами, заведомо эротомананский. Это что-то не до конца понятное, но сильное — любовь и есть любовь.

«Оно»

Как и многие другие, фильм «Оно» (с подзаголовком «следует за тобой»), снятый в 2014 году, на российские экраны добрался только в 2015 году. В экранизации романа Стивена Кинга рассказывается о проклятии, которое передается через секс. После коитуса за персонажем где-то вдалеке, очень медленно, но неотступно, начинает следовать нечто — ужас, который всегда с тобой. Но в памяти после просмотра этого низкобюджетного хоррора остаются длинные тревожные планы: бассейн на заднем дворе, шумящие листья, пустые улочки американского пригорода и молодые напряженные лица персонажей. Фильм легко трактовать как метафору жизни (в духе старой шутки «Жизнь — это болезнь, передающаяся половым путем и заканчивающаяся летальным исходом»), но он оставляет смутное щемящее чувство, что мы что-то потеряли, — возможно, молодость.

«Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»

«Голубь» (еще один фильм 2014 года, вышедший в России в 2015 году) получил «Золотого льва» на Венецианском фестивале. Последняя часть трилогии шведского режиссера Роя Андерссона описывается своей первой сценой: пожилой нелепого вида мужчина с удивлением и брезгливостью смотрит на чучела животных в некоем музее естественной истории. Весь фильм и есть такой музей, если даже не кунсткамера или паноптикум: неизменно статично (все сцены сняты с одного плана) нам показывают что-то вроде жизни бытовой персонажей с выбеленными лицами, которые сами напоминают экспонаты. Происходящее смешно своей абсурдностью, но вместе с ним и трогательно, а фильм превращается в притчу о бытии — том самом, о котором размышлял голубь. Стоит посмотреть хотя бы ради того чтобы увидеть, каким разным бывает кино.

«Врожденный порок»

Последний фильм одного из главных современных режиссеров Пола Томаса Андерсона, которого после «Нефти» было модно сравнивать с Орсоном Уэллсом. В «Пороке» режиссер снова возвращается в прошлое — в Калифорнию конца 60-х (совсем недалеко во времени и пространстве происходит действие другого его фильма — «Ночей в стиле Буги»). Снятая по роману Томаса Пинчона история сыщика, который разыскивает свою пропавшую бывшую подругу ее нового богатого приятеля, хочется срифмовать с «Настоящим детективом». На деле же она оказывается психоделическим наркоманским путешествием в прошлое — в компании с Хоакином Фениксом и его бакенбардами.

«Звездные войны»

Кинособытие года — вне зависимости от его художественных характеристик. Просто потому, что это новые-звездные-войны.

Ссылки по теме:
Джордж Лукас раскритиковал новые «Звездные войны»
«Звездные войны» побили рекорд «Мира Юрского периода»
Фильм «Батальонъ» победил на кинофестивале в Испании в пяти номинациях
Японский актёр после роли православного священника принял крещение
Шварценеггер сыграет злодея в индийском «Роботе»
Политики конфиденциальности и Условий использования Google