Швейцарское СМИ раскрыло тему дерьма в искусстве после неприятия москвичами скульптуры Урса Фишера

12 сентября 2021 года в 14:40

«Каждый раз, когда искусство приводит к общественным дискуссиям, можно исходить из того, что художники, стоящие за ним, сделали что-то правильное. Это касается и скульптуры Урса Фишера Big Clay #4, которая недавно вызвала в Москве спор, если не сказать бурю негодования», — пишет швейцарское издание Neue Zürcher Zeitung (перевод «Инопрессы»).

Как следует из названия, 12-метровая скульптура из алюминия «Большая глина №4», установленная на берегу Москвы-реки, представляет собой комок глины. Однако многие москвичи увидели в огромной глыбе гигантскую кучу фекалий.

«Получается, москвичи — просто невежды в искусстве? Было бы слишком просто закрыть этот вопрос таким приговором. Ведь интуиция народа редко бывает обманчивой», — отмечает автор публикации.

Он напоминает, что японцы между собой называют одно из зданий Asahi Beer Hall Филиппа Старка в Токио, где расположена штаб-квартира японской пивоваренной корпорации, «зданием-какашкой». Такая ассоциация у местных жителей возникла из-за расположенного на крыше здания арт-объекта в виде пламени, созданного французским дизайнером.

Ассоциацию искусства с фекалиями журналист назвал «повторяющимся феноменом». И привел еще один пример, когда за произведение искусства готовы платить деньги, несоразмерные его чисто материальной ценности или количеству труда, затраченного на его создание.

В 1961 году итальянский художник-концептуалист Пьеро Мандзони заполнил 90 банок собственными фекалиями, положив в каждую по 30 граммов, и герметично закрыл их. Пронумерованные банки были снабжены этикетками на нескольких языках, на которых было написано «Дерьмо художника».

«Мандзони продал их по актуальной на тот момент цене золота за 30 граммов — около 37 долларов. Сегодня они хранятся в коллекциях и музеях по всему миру. А в 2008 году одна такая банка была продана на аукционе Sotheby's за более чем 130 тыс. евро», — указывает издание.

«Работа Урса Фишера сверкает в лучах вечернего солнца, как необработанный алмаз. А старый добрый Зигмунд Фрейд учил нас, что драгоценный камень символизирует во сне экскременты. (…) Фрейд также интерпретировал дефекацию младенца как первый подарок родителям», — пишет Neue Zürcher Zeitung.

Ссылки по теме:
Артемий Лебедев назвал скульптуру «Большая глина №4» «очень глубоким высказыванием»
Собчак и Галкин устроили заочный спор из-за «какашек» на Болотной набережной
Политики конфиденциальности и Условий использования Google