Турист взыскал с ФМС 120 тыс. рублей за «перемену пола»

23 декабря 2013 года в 17:48

Турист из Архангельска Дмитрий Белоусов выиграл первое дело против регионального управления ФМС, чья курьезная ошибка сорвала ему отпуск. Туристу присуждено 120 тыс. рублей компенсации, которые он, правда, пока так и не получил.

Тур во Вьетнам, в который турист собрался с сыном, оборвался в аэропорту «Шереметьево» по причине ошибки в графе «пол» загранпаспорта: вместо «М» в графе «пол» была вписана буква «Ж». В итоге таможенный контроль снял туриста с рейса, также, естественно, сорвалась поездка и у двенадцатилетнего сына туриста. При этом по этому паспорту турист пересекал границу уже несколько раз, и ошибка ни разу не всплывала.

Как первым делом выяснил турист, «ответственность за правильность оформления загранпаспорта и снятие туриста с рейса таможенными и пограничными органами турагентство не несет.

Первой компенсацией сорванного отдыха стали 13 тыс., возвращенные за питание в отеле. Далее по инициативе туриста было возбуждено дело, в котором ответчиком турист «назначил» региональное управление ФМС. Административный регламент ФМС предусматривает, что именно сотрудник службы несет ответственность за правильность оформления паспорта. При этом проверял ли турист данные при получении загранпаспорта или нет, не имеет правового значения.

Тем не менее, в суде представитель УФМС России по Архангельской области категорически не согласился с доводами истца, указав, в частности, что паспортом Белоусов пользовался в течение двух лет — у него было время более внимательно ознакомиться с документом и заменить его. Сумма компенсации материального и морального вреда тоже оспаривалась, как и в принципе само право требовать возмещения убытков.

Однако суды первой и апелляционной инстанций в целом согласились с позицией истца в части возмещения материального ущерба — с Министерства финансов РФ за счет казны взыскано 120 тысяч рублей (оплата путевки, билетов, работы юриста, госпошлины). А вот в компенсации морального вреда отказано. Речь идет о сумме 100 тысяч рублей — по 50 тысяч на истца и его ребенка. Сейчас жалоба находится на рассмотрении президиума Архангельского областного суда (кассационная инстанция).

«Во всей этой ситуации удивила позиция миграционной службы, которая свелась к тому, что во всем виноват я сам, официального извинения не было. С меня даже попытались повторно взять госпошлину за замену паспорта. Но как же так: за него я уже заплатил, а получил дефектный, так почему же должен снова перечислять 2500 рублей?» — прокомментировал турист «Деловой газете Архангельской области» свое решение продолжать разбирательство.

Впрочем, и официально «присужденных» ему решением суда 120 тысяч рублей Минфин пока не перечислил.

Политики конфиденциальности и Условий использования Google