Крах старейшего в мире туроператора Thomas Cook и веерное падение акций турфирм

Первая в мире и крупнейшая в Британии 178-летная туристическая компания «Thomas Cook» не смогла найти необходимые для продолжения своей деятельности деньги и в ночь с воскресенья на понедельник объявила о принудительной ликвидации. Ситуация осложняется тем, что за границей у Thomas Cook находились порядка 160 тысяч британских туристов, а всего по миру, включая клиентов дочерних туроператоров — более 600 тысяч. В итоге правительству Великобритании на эвакуацию только английских туристов потребовалось выделить из бюджета около £600 млн, хотя спасение Thomas Cook обошлось бы казне почти в 4 раза дешевле.

Крах старейшего в мире туроператора Thomas Cook и веерное падение акций турфирм
Фото: tourprom.ru

Крах старейшего в мире туроператора Thomas Cook и веерное падение акций турфирм

2019-09-29T14:00:00+0500
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87

В заявлении компании Thomas Cook говорится, что её правление «пришло к выводу, что у неё не было иного выбора, кроме как принять меры для введения принудительной ликвидации с немедленным вступлением в силу». «Сегодня было подано заявление в Высокий суд Лондона о принудительной ликвидации компании до открытия бизнеса и выдано предписание о назначении официального конкурсного управляющего в качестве ликвидатора компании», — говорится в сообщении. Питер Фанхаузер, главный исполнительный директор Thomas Cook, извинился перед клиентами, сотрудниками, поставщиками и партнерами. «Это очень печальный день для компании, которая стала пионером пакетного отдыха и сделала возможными путешествия для миллионов людей по всему миру», — добавил Фанхаузер.

Крах знаковой британской компании уже начал оказывать волновой негативный эффект на туриндустрию по всему миру, а началось всё с Азии. Так, в понедельник с утра на торгах гонконгской биржи акции китайской фирмы «Fosun Tourism» упали более чем на 5%. Напомним, что «Fosun Tourism» входит в корпорацию «Fosun International», которая является одним из крупнейших конгломератов Китая, в том числе владеющей «Club Med» и являющейся крупнейшим акционером Thomas Cook.

Кстати, акции самого Thomas Cook за полтора года, с мая 2018 года упали более чем на 96% на фоне неопределенности Brexit и интенсивной конкуренции в секторе туризма. Согласно прогнозу британской прессы, в результате краха компании работу потеряют около 20 тыс. человек по всему миру, в том числе порядка 9 тыс. — в самой Великобритании, ведь туроператор имеет по всей стране разветвлённую сеть собственных турагентств по продаже путевок, насчитывающей 563 офиса.

Управление гражданской авиации Великобритании (CAA) сообщило поздно вечером в воскресенье в своем твиттере, что все заказы Thomas Cook отменены, и запускается самая большая в мирной истории Великобритании процедура эвакуации граждан на территорию Соединенного Королевства, которая должна закончиться 6 октября. В заявлении авиационного ведомства говорится, что есть «более 150'000 клиентов Thomas Cook за рубежом, что почти в два раза больше тех, кто был эвакуирован после краха в 2017 году авиакомпании Monarch Airlines».

***

Мир изменился, а они этого не поняли: причины краха Томаса Кука

Традиционный британский консерватизм, и как следствие — неспособность приспособиться к изменившимся условиям и новым конкурентам, умноженный на объективные геополитические и климатические проблемы, плюс практически вслух заявленное современным британским правительством нежелание спасать «исторический символ страны» — такие основные причины краха туроператора Thomas Cook обозначили эксперты.

Напомним, «контора Кука» существовала без преувеличения столько, сколько существует сам организованный туризм: самое первое туристическое агентство в мире появилось в 1841 году, и организовал его англичанин Томас Кук, служивший ранее на миссионерском поприще. А крах 178-летний Thomas Cook потерпел аккурат за 5 дней до очередного отраслевого праздника — Дня туризма…

Вот краткая история «Конторы Кука» и одновременно — история возникновения самого туристического бизнеса. Итак, будучи баптистом, Томас Кук объявил войну английским алкоголикам, попытавшись использовать путешествия для приобщения сограждан к трезвому образу жизни. А получилось это так: в 1840 году после открытия железнодорожной ветки между городами Дерби с Рагби, Кук решил, что такое изобретение, как железная дорога, лучше всего подходит для пропаганды трезвого образа жизни. В итоге 5 июля 1841 года Томас Кук в рамках антиалкогольной кампании осуществил перевозку около 600 местных пропойц на железнодорожном составе. Комплекс туристских услуг включал в себя не только 20-мильную поездку, но и чай с сэндвичами в пути, а также духовой оркестр. Поездка обошлась каждому участнику в один шиллинг.

Дальше — больше: летом 1845 года Кук организовал уже первое чисто развлекательное путешествие без каких-либо проповедей, и издал к его началу небольшой путеводитель с рассказом обо всех достопримечательностях, которые туристы смогут увидеть. Успех предприятия превзошел самые оптимистичные ожидания. Ещё во время рекламной кампании спрос на билеты был так высок, что пришлось нанять два поезда вместо одного. Освоив маршруты по Шотландии, Ирландии, Северному Уэльсу и на остров Мэн, Кук пошел ещё дальше. Он предложил нескольким крупным землевладельцам центральной Англии открыть их замки и парки простым людям для осмотра, разумеется, за некоторую плату. Одновременно Кук разработал маршруты по многим европейским городам. Что интересно, освоение заграничных маршрутов, и в первую очередь «открытие» для британских туристов Швейцарии, спасло турфирму от первого в её истории банкротства, которое чуть было не случилось ещё при жизни самого Кука.

Далее в1865 году Томас Кук открыл для соотечественников Новый Свет, а для американцев — родину их предков. Деятельность уже осуществлялась через турагентство «Томас Кук и сын» — первой конторы, специализирующейся на организации туристических поездок. Кстати, одним из первых американских клиентов фирмы стал знаменитый писатель Марк Твен.

Курьезно, но вероятно это единственная турфирма, которую бесплатно «отрекламировали» в стихах, причем не где-нибудь, а в Советском Союзе. В книжке для советских детей «Мистер Твистер» Самуила Маршака содержался настоящий рекламный «слоган»:

Есть
За границей
Контора
Кука.

Если
Вас
Одолеет
Скука
И вы захотите
Увидеть мир —
Остров Таити,
Париж и Памир, —


Кук
Для вас
В одну минуту
На корабле
Приготовит каюту,
Или прикажет
Подать самолет,
Или верблюда
За вами
Пришлет,


Даст вам
Комнату
В лучшем отеле,
Теплую ванну
И завтрак в постели.


Горы и недра,
Север и юг,
Пальмы и кедры
Покажет вам Кук.

К нынешнему моменту «империя Томаса Кука», существовавшая уже 178 лет, насчитывала 563 офиса по всему миру и около 21 тыс. сотрудников, из которых 9 тыс. работали на «Кука» только в Великобритании, собственную авиакомпанию с флотом в 94 самолета, а также собственную круизную компанию. И всегда примерно по 600 тысяч туристов единовременно по всему миру находились на отдыхе по линии «Томаса Кука». Так что же случилось с этим гигантом?

Среди причин краха эксперты отмечают несколько, и в первую очередь, речь идет о внутреннем консерватизме компании, который вообще характерен для гигантов, погрязших в бюрократии. Thomas Cook просто не успел за стремительно меняющимся миром туризма: все годы своего существования Томас Кук предлагал тот традиционный массовый пакетный туризм, который когда-то сам изобрёл. Наиболее активно пакетный туризм начал развиваться в шестидесятых годах прошлого века, а пик пришелся на девяностые-нулевые — после запуска на Западе кредитной стимуляции частного спроса. Турист приходил в «контору Кука» и получал «полный пакет услуг», при этом собственные самолеты и собственные отели на самых популярных курортах позволяли туроператору держать очень привлекательные цены, что и способствовало громадному росту оборота и процветанию компании.

Но в конце нулевых мир стал активно переходить в цифровой формат интернета, появилось множество онлайн-сервисов по бронированию авиабилетов, отелей, а затем и турпакетов, которые отобрали у Кука огромный «кусок пирога». Причем сами эти интернет-проекты не обременены никакой собственностью в виде отелей, самолётов и пароходов: им не надо тратится на содержание этого актива, нет никаких политических или погодных рисков. И конкурентное преимущество Кука постепенно превратилось в его недостаток.

«Они действительно не смогли приспособиться к современной тенденции бронировать всё онлайн, к востребованности сложных и смешанных маршрутов, к тому, что туристы отдельно бронируют рейсы, отели, активности, автомобили, экскурсионные поездки», — оценил британский экономист Фрэнсис Коппола. По его словам, Thomas Cook продолжал поддерживать свои офисы продаж — «дорогие магазины на Хай-Стрит». «Но кто сейчас заходит в магазин на главной улице, чтобы забронировать себе отпуск? Да и вряд ли кто о них вообще сейчас знает», — заявил он. Активное развитие сервисов бронирования, а также стремительный рост лоукост-авиакомпаний, доставляющих европейцев на курорты за какие-то десятки евро, привело к тому, что от «гиганта» фактически целиком «ушел» рынок молодежного туризма. Пример, как отмечают эксперты, стоит учесть и всем остальным туристическим империями — сейчас приходится «бежать», чтобы быть хотя бы немного впереди потребностей туриста и заинтересовать его.

Следующим пунктом, нанесшим удар «империи Томас Кука», стала политика, а именно — проблема Брекзита. Европейские курортные направления — такие как Испания и Греция — составляли существенную долю в объеме продаж и перевозки этого туроператора. В имеющемся раскладе брекзита «евробюрократия» могла создать серьезные проблемы для туриндустрии Туманного Альбиона, фактически «закрыв небо» для туроператоров. Тем более не надо забывать, что европейская авиаотрасль и так «сыплется» из-за проблем со стоимостью топлива — авиакомпании уходят с рынка десятками, а Thomas Cook еще до краха предпринимал попытки оптимизировать данный актив, но безуспешно.

В качестве причин банкротства «Кука» добавляют и несколько лет нестерпимой жары в Европе, из-за чего наиболее массовый клиент в лучшем случае бронировал туры в последний момент, а в худшем — садился в собственную машину и ехал на ближайшие британские курорты, не прибегая к услугам туроператора.

В итоге летом этого года долги «Томаса Кука» достигли 1.7 млрд фунтов стерлингов (по курсу фунта к евро это примерно 2.2 млрд евро), а его акции подешевели на фантастические 95% (!!!). И хотя компании удалось договориться о реструктуризации в размере 900 млн фунтов (1.1 млрд евро) со своим китайским акционером, в последний момент банки-кредиторы потребовали найти ещё 200 млн фунтов для бесперебойной работы в низком зимнем сезоне. И здесь в дело вступил еще один фактор — современное британской либеральное правительство фактически прямым текстом отказалось «спасать легенду туризма» и один из символов самой Британии: туроператор обратился к правительству Бориса Джонсона с просьбой о субсидии в размере 150 млн фунтов стерлингов (187 млн евро), но получил отказ, мотивированный возможным повторением таких просьб со стороны других компаний.

Вся абсурдность этого решения в том, что спасательная операция по эвакуации британских туристов на родину в итоге обошлась правительству почти в 4 раза дороже, чем сумма, которая была необходима для спасения компании! И это не считая мучений примерно для 600 тысяч клиентов туроператора, потери работы для 21 тысячи сотрудников Кука, угрозы банкротства множества отелей и обслуживающих турфирм по всему миру, которым Кук остался должным как минимум 600 млн евро, а возможно и более…

Источник: tourprom.ru
Ссылки по теме:
Принимаем новости круглосуточно по телефону +7 (912) 244-87-87
или
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях