Выставки: Магия Африки

Африканские ритуальные маски и скульптуры из частной коллекции.
Выставки: Магия Африки

Африканские ритуальные маски и скульптуры из собрания частного коллекционера-космополита Олега Малахова выставлены сейчас в Музее изобразительных искусств на Вайнера, 11.

Почему стоит сходить на эту выставку? Ну, во-первых, потому что это редкая экзотика, Африка, причем не северная египетско-тунисско-арабская, а самая-самая тропическая, преимущественно Западная, населенная несметным количеством племен — чокве, гуро, йорубе, фанг, ифе, бамбара, догоны и проч. У каждого из них свои обряды и ритуалы, обязательным атрибутом которых становилась резная скульптура — т. е. изображения духов, предков, тотемов племени, а также маски. Не один уважающий себя колдун не проводил обряды без маски, причем зачастую маска могла закрывать не только лицо, но и тело шамана.

Во-вторых, предметы африканского ритуального искусства в России вообще сложно увидеть где бы то ни было, даже в столицах. Постоянной экспозиции нет ни в Этнографических музеях Москвы-Петербурга, ни в Музее Востока. Собственно говоря, в отличие от Европы, в России всего две серьезных коллекции искусства Африки. И оба собрания — у частных коллекционеров. Один из них как раз, живущий сейчас в Челябинске, Олег Малахов.
По словам Малахова, те экспонаты, что представлены на выставке использовались в свое время (до того как попасть к западным коллекционерам, а потом в его собрание) в ритуалах и обрядах африканских народов. И именно это обстоятельство, ну, а также подтверждения, что маски были изготовлены не на Малой Арнаутской, а на территории Африки местными мастерами-резчиками-колдунами, и определяют их подлинность и ценность. Таких экземпляров на выставке большая часть — 90%, как утверждает коллекционер.

Вырезают маски и скульптуры из самых разных пород деревьев — как из твердых, то есть из красного и черного дерева. Так и из более мягких. С целью предохранения от возможных трещин и сколов при высыхании дерева их натирают маслом, смолой или угольным порошком. Маски из черного и красного дерева почти никогда не раскрашивают, а из мягких пород — покрывают чаще в черный, реже в другие цвета. В африканской палитре существует только три основных цвета: белый, черный и красно-коричневый. Основой для белых красок служит каолин, для черной — уголь, для красно-коричневой — красные сорта глины. Гораздо реже встречаются в палитре желтый цвет, его называют «цвет лимона», и еще реже — зеленый и голубой. Что примечательно, в языках племен Западной Африки существуют обозначения только для черного, белого и красно-коричневого цветов. Все темные тона (в том числе и темно-синее небо) называются черными, а светлые (в том числе и светло-голубое небо) - белыми. Ну, это отступление. А что еще надо сказать о покрытии масок, так это то, что для прочности их зачастую обмазывают еще яичным желтком, а некоторые жертвенной кровью. Причем не всегда, кровью животных.

Африканские ритуальные маски и тотемные скульптуры составляют основу экспозиции «Магия Африки». Однако, ее шикарно дополняют и создают важный эффект целостности еще работы екатеринбургских художниц Анны Метелевой (живопись) и Алены Азерной (графика). Большая их часть создавалась совершенно самостоятельно, не имея никакого отношения к выставке. Просто художниц волновала эта тема. Например, Метелеву интересовала пустыня Сахара и плато Тассилин Аджер. Это плато знаменито тем, что здесь были найдены петроглифы, датируемые 7 тысячелетием до н.э. и обнаружены артефакты, свидетельствующие, что прежде пустыня была цветущей, плодородной местностью. По другим свидетельствам именно это место считается колыбелью всего человечества.

1743 просмотра

Выставки: Магия Африки

2011-04-05T10:00:00+0600
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87
Комментарии (всего: 1)
gdekrasota_ru 6 апреля 2011 года в 14:23
О! классная маска с носом)))))
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях