Высший сорт

Выставка советской рекламы в Музее истории Екатеринбурга.
Высший сорт

Какая может быть реклама в стране с плановой экономикой без свободного рынка и намека на конкуренцию? Одна авиакомпания, один банк, один железнодорожный перевозчик (и по-прежнему один), один молокозавод на весь город и три марки сигарет. Мы привыкли думать, что в Советском Союзе боролись за что угодно, только не за клиента, потому и советскую рекламу многие воспринимают как «сферического коня в вакууме»: вроде бы она была, но зачем — не ясно. Тем не менее, именно благодаря особым условиям советской системы потребления, советская реклама стала культурным явлением, не похожей ни на что другое.

Ностальгическая выставка советской рекламы «Высший сорт» открылась в начале лета в Музее истории Екатеринбурга. Собранные в экспозиции плакаты, газетные объявления, упаковки продуктов питания и промтоваров показывают зрителю то, какой была советская реклама.

Естественно, что в условиях плановой экономики реклама сильно отличалась от современной — ей не нужно было завоевывать себе клиентов, потому что по большому счету альтернативы у советского человека не было. Отсюда и непривычный современному человеку повелительный стиль рекламных обращений — «вносите вклады в сберегательные кассы», «посетите магазин», «пользуйтесь безналичными расчетами», «требуйте всюду сосиски» и многое другое.

Экспозицию можно условно разделить на три части — различная тара и упаковки товаров, этикетки и плакаты 1920 — 1960-х годов с рекламными объявлениями из газет «Уральский рабочий» и «Вечерний Свердловск» с 1923 года по 1970-е годы.

В части выставки с упаковками можно увидеть жестяные банки из-под чая, халвы, различных конфет (монпансье, например), икры, бутылки из-под газировки (в некоторых даже что-то налито) и огромное количество стеклянной посуды для молочных продуктов, а также жестяные баночки из-под парфюмерной продукции компании ТЭЖЭ. Эта часть выставки вызвала самую сильную ностальгию — вспомнился вкус «лимонных долек», халвы из железной банки и «раковых шеек», а при виде стеклянных бутылок для молока захотелось открыть одну такую как в детстве — надавив на крышку большим пальцем. Организаторы даже раздобыли ящики для этих бутылок.

Рядом расположились и этикетки, многие из которых помнятся еще с детства, как, например, обертки от конфет и шоколадок. Другие должны быть знакомы старшим поколениям — всевозможные названия спиртных напитков, сигаретные пачки, спичечные коробки и отдельно реклама, которая размещалась на этих коробках: это и разные модели советских автомобилей, и реклама магазина сумок и даже реклама швейной иглы.

Представленные на выставке рекламные плакаты радуют глаз сияющими и улыбающимися лицами: взять хотя бы плакат зубной пасты «хлородонт» с улыбающимся белоснежной улыбкой темнокожим мужчиной или счастливую девушку с плаката Наркомпищепрома СССР, которая пробует крабовое мясо. Часть представленных плакатов можно было неоднократно увидеть в юмористических подборках на просторах интернета (плакаты Резинотреста с рекламой сосок и колош, к примеру), но, тем не менее, можно увидеть и много нового или давно забытого — смотря, сколько вам лет.

Отдельную часть на выставке занимают рекламные объявления из газеты, напечатанные в большом формате, так что можно без труда разглядеть каждое объявление. В этих объявлениях все просто, ясно, можно даже сказать деловито — «открылся продовольственный магазин», «на днях поступят в продажу дрожжи» и все в таком же духе. Для современного человека такая простота может показаться странной, но тогда гарантом качества всей продукции выступало государство и даже сейчас в памяти многих людей, заставших то время, советские бренды являются синонимом высокого качества.

Музею истории Екатеринбурга удалось проделать отличную работу и в результате получить по-настоящему ностальгическую экспозицию, которая вызовет огромное количество теплых воспоминаний у тех, в чьей памяти еще живо советское время. Но, с другой стороны, эта выставка вряд ли будет интересна молодому поколению, потому что многое в ней им просто будет непонятно.

Выставка «Высший сорт» открыта до 9 сентября по адресу ул. Карла Либкнехта, 26, часы работы: с понедельника по пятницу с 10 до 18 часов, и с 11 до 18 часов по выходным. Стоимость входа 60 рублей, для студентов и дошкольников — бесплатно.

* фото: Музей истории Екатеринбурга.

974 просмотра

Высший сорт

2013-08-14T10:00:00+0600
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87
Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов