выставки
16+

Фотопроект Андрея Чежина «Кнопка и модернизм»

2 ноября - 9 января
Музей ИЗО

Расписание

2 ноября – 9 января 2025

Фотопроект продолжает традицию сотрудничества Екатеринбургского музея изобразительных искусств и московского Центра визуальной культуры Béton. Новая выставка познакомит зрителей с концептуальным проектом петербургского фотографа и художника Андрея Чежина.

Андрей Чежин – российский фотограф, практикующий с 1982 года, член Союза фотохудожников России и Международной федерации художников (IFA), один из создателей галереи «ФОТОimage» в Культурном центре «Пушкинская, 10» и личного музея современного искусства «Музей канцелярской кнопки». В своем творчестве художник часто применяет мультиэкспозицию и фотомонтаж, а цифровому методу печати предпочитает аналоговый с преимущественно монохромной цветовой гаммой, что усиливает эффект рукотворности в снимках. В ряде работ художник также использует частичное тонирование химическими составами, которые привносят в отпечаток дополнительный оттенок сепии и позволяют добиться различных визуальных эффектов, близких по духу оригинальной графике. Эти же особенности характерны для проекта «Кнопка и модернизм», включающего в себя 61 фотоснимок и 3 тематических объекта из собрания Центра визуальной культуры Béton.

Представленные работы – часть большого концептуального проекта по «обкнопливанию», который последовательно разрабатывается Чежиным почти 30 лет. Художник тяготеет к серийности и вариативности в попытке максимально полно разработать интересующие его темы, не оставив места недосказанности. Между тем, создаваемые им произведения наполнены постмодернистскими приемами. В процессе осмысления мирового культурного наследия и создания дополняющее его собственного художественного высказывания  Чежин активно использует приемы  цитирования  и аллюзий, порой переходя в пастиш. Этим он приглашает зрителей к игре, основанной на радости узнавания, возникновении и подборке ассоциаций, фантазировании о том, как бы они сами  применили кнопки в художественном поле.

Другой постмодернистской чертой в работах Чежина является отсутствие переживания аномии или аффекта – они не несут в себе заряженных эмоций, предлагая взамен внимательно отмеченный стереотип творчества того или иного мастера, сложившийся в культуре. Это позволяет представить историю модернизма в виде некоего учебника с характерными упрощенными шаблонами по поводу каждого автора и поразмышлять о том, как появляются паттерны восприятия  в искусстве. Однако назвать представленные работы бесчувственными будет несправедливо. Фотографии обладают притягательным ностальгическим оттенком  и особым ощущением тактильности, возникающим благодаря аналоговой технологии печати, что, несмотря на время создания,  отвечает тенденциям и сегодняшнего дня (например, в дизайне).

Узнаваемым приемом постмодернизма в фотографиях Чежина становится и постулирование свободы творчества. Если предметом искусства является все, что угодно, то и канцелярская кнопка способна выступить в виде главного героя и стать «некой точкой, относительно которой возможно рассматривать различные аспекты творчества художников». Этот важный для автора образ, легший в основу многолетнего проекта, стал не просто персонажем, окутанным особой,  сознательно выстроенной автором мифологией, но и структурным элементом его работ. И воспринимается она сейчас как часть личного бренда Андрея Чежина, подобно банкам «Campbell» Энди Уорхола.

Центр визуальной культуры BÉTON открылся в апреле 2022 года на Якиманской набережной (Москва), имеет свое выставочное пространство и книжный магазин. Основное направление деятельности — изучение и пропаганда фотоискусства, проведение персональных и групповых выставок как отечественных, так и зарубежных фотографов, организуемых кураторами центра и приглашенными специалистами, а также организация выездных выставок в музейных пространствах и галереях России и мира. Центр обладает собственной коллекцией авторских работ фотографов от первых дагерротипов до произведений современных авторов, которая активно и регулярно пополняется.

Выставка «Кнопка и модернизм» будет представлена в залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) со 2 ноября 2024 года по 9 января 2025 года.
Часы работы музея: ср.– вс. – с 11:00 до 19:00 (касса до 18:00); пн.– вт. – выходные дни. 
Стоимость посещения: 400 руб. – полный билет, 200 руб. – льготный билет (пенсионеры, школьники)

Читать далее

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
+7 (343) 290-90-26
i-z-o.art

Похожие события

МОРОЗ

5 декабря 2024, Театр драмы
Uralweb.ru в социальных сетях