Российские суда получили исключительное право на перевозку нефти и газа по Северному морскому пути. Соответствующий закон подписал президент. Действие документа распространяется на корабли, идущие только под российским флагом. Об этой инициативе глава государства объявил в ноябре. Исключительное право позволит нарастить объемы морских перевозок и укрепить позиции российских судоходных компаний, говорил тогда Владимир Путин.
Что изменится для отечественных компаний-судовладельцев? Говорит редактор издания «Морские вести России» Сергей Филимонов:
— Иностранная компания, если она зарегистрируется под российским флагом, совершенно спокойно может ходить по Севморпути и возить точно так же в Арктике. Российская компания может зарегистрироваться как под русским, так и под иностранным флагом.
— Как вы считаете, это постановление изменит что-нибудь? То есть насколько оно будет действенным? Не получится ли так, что компаниям все равно будет выгоднее ходить под флагом других стран?
— Ну, они же не смогут. Если они будут ходить под другими флагами, они просто не будут получать это право. Либо это нужно будет какое-то огромное количество разрешений получать. Сам процесс усложнится в разы. Нет, оно будет действовать довольно эффективно. Еще один важный момент, почему я считаю, что нам особого урона не нанесут такие резкие ограничения. Дело в том, что арктическое судоходство в ближайшее десятилетие-два будет развиваться не за счет транзитных каких-то перевозок, скажем, из Азии в Европу. Оно будет развиваться за счет освоения наших же сырьевых проектов. Там огромные месторождения. Они будут вывозиться в основном по морю, то есть это сжиженный газ и нефть, и поэтому мы хотим дать преференции именно нашим компаниям, чтобы они же вывозили нашу нефть. Вот в чем заключается. То есть это не будет наносить такой урон экономике, что мы там, скажем, вдруг резко порезали транзит и сами себе подпилили сук, на котором сидели. А что касается судоходства, там очень строгий контроль. Чтобы просто так шпионское судно под чужим незаметно проскочило — такое невозможно. Тем более в Арктике, там же требуется еще заказывать ледокол в большинстве случаев. А они там только российские, других просто нет.
Объем перевозки грузов по Северному морскому пути в минувшем году превысил максимальные показатели советских времен и достиг рекордных 7,5 млн тонн. Маршрут по нему из Юго-Восточной Азии в Европу позволяет вдвое сократить время транспортировки грузов по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы, писали «Ведомости».
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов