Премьеры сезона: театр "Волхонка" и ТЮЗ

На «Волхонке» выпустили «Пленных духов», а ТЮЗ открыл 80-й сезон спектаклем "Мы, герои"

Волхонка
«Пленные духи»

На «Волхонке» выпустили «Пленных духов» — спектакль-анекдот из жизни поэтов Серебряного века (а не про чеченских военнопленных, как думают некоторые).

«Духов» по пьесе братьев Пресняковых ставил с артистами театра московский режиссер. Ставил-ставил, а когда поставил, и до премьеры осталось пять дней, потребовал снять свое имя с афиши и нигде не упоминать о его причастности к постановке. Что произошло, и в чем суть конфликта в театре говорят неохотно. Но с этим режиссером на «Волхонке» уже работали прежде, он поставил здесь два спектакля — «Месяц в деревне» и «Предупреждение малым кораблям». Но вот случилось, как случилось. Спектакль между тем вышел очень даже славный. Продвинутым учителям литературы в старших классах можно запросто водить на «Пленных духов» своих учеников, чтобы понимали «из какого сора, росли стихи» великих русских поэтов Серебряного века.

Итак, что же тут за история. «Пленные духи» — один день из жизни подмосковных дачников. Дачники, впрочем, нельзя сказать, что простые. В Шахматово живет молодой впечатлительный поэт Саша (дебютант «Волхонки» Даниил Наковник) и его мама (Татьяна Савинкова). Саша страдает онейрофобией — то есть боязнью снов, из-за чего не спит ночами и именно что по ночам пишет стихи о Прекрасной Даме. Ради вдохновения заставляет дворового парня Сеню (артист Александр Тузиков — тоже дебютант) наряжаться в женское платье и прогуливаться по саду. Мама при этом сильно делает Саше нервы — все норовит пересказать ему свой очередной сон, чтобы сын облек ее болтовню в поэтическую форму. Тут же выясняется, что в Шахматово собирался приехать поэт Борис, пишущий стихи про кентавров и подписывающийся в альманах Андреем (Александр Сергеев). Борис-Андрей тут же вскоре и приезжает, начинает галопировать как тот кентавр, поминать через слово поэта Валерия Яковлевича Брюсова и интересоваться — а существует ли в действительности эта загадочная Прекрасная Дама.

Дескать, для поэтов-символистов очень важно, чтобы она все-таки существовала. Символистам это было бы очень на руку, и кстати, Валерий Яковлевич в знак благодарности, раскрутил бы Сашу на всю Россию. Саша, конечно, станет тушеваться и бледнеть, рассказать правду про Сеню ведь совершенно невозможно. И тут судьбу сына в свои руки берет энергичная мама. Она отправится в соседнее Боблово, где живет бобылем химик Менделеев (Алексей Агапов) с дочкой Любовью Дмитриевной (Полина Дьячок). У мамы будет очень четкий план.

Стоит добавить, пожалуй, что артист Даниил Наковник — реально похож просто даже внешне на молодого Блока. У дебютантки Полины Дьячок (Любови Дмитриевны Менделеевой) — такие же тени вокруг глаз, как у Веры Холодной в немых кинофильмах. А артист Сергеев, всегда казавшийся прирожденным трагиком, вдруг оказалось, что еще талантливейший комик — не просто смешит до колик, но и дает того самого трагизма — в очень точно отмеренных дозах, когда бездны тоски и отчаяния преподносятся как «пустяки, дело житейское».

Еще хороши дворовые слуги — уже упомянутый Александр Тузиков (Сеня) и Иван Гудков (слуга Менделеевых Федор). Эпизод с танцующим Федором, который вдруг заговорил, обязательно срывает аплодисменты. Опять же химик Менделеев (Алексей Агапов) - для многих станет открытием факт, популяризированный драматургами Пресняковыми — великий русский ученый зарабатывал на жизнь тем, что делал чемоданы — хорошие, кожаные чемоданы. И ни капельки этого не стеснялся.

Ближайшие спектакли «Пленных духов» 10, 15 и 27 октября.

ТЮЗ
«Мы, герои»

Спектаклем «Мы, герои» по пьесе французского драматурга Жан-Люка Лагарса в ТЮЗе открывали этот юбилейный 80-ый сезон. Всем кто хоть чуть-чуть интересуется театром — идти обязательно. Тем, кто в театр ходит редко — имеет смысл начинать ходить именно с таких постановок.

«Мы, герои» — один из тех редких спектаклей, где гармонично, органично, уместно и обоснованно все — начиная с текста пьесы, где нет ни одной пустой, лишней фразы, говоря о музыке, свете, декорациях, и заканчивая игрой актеров. Это еще один редкий случай — когда невозможно выделить ни одного артиста и сказать что такой-то блистал, а такая-то смотрелась бледно. Блестящий актерский ансамбль — в самом прямом смысле слова, это именно про «Мы, герои». А герои здесь — артисты частной труппы, не слишком преуспевающей, уже позабывшей, что такое успех и овации.

Начинается все как пьеса о театральном закулисье — актерские амбиции, ревность, соперничество, кто-то хочет все бросить и уйти, кто-то хочет замуж, а кто-то сам не знает что ему надо в этой жизни — может быть уехать в Чикаго, но впрочем это тоже не наверняка. Труппа переезжает из города в город где-то в Центральной Европе — Варшава, Нюрнберг, Лейпциг, Берлин. Где-то во второй половине спектакля все чаще начинает звучать слово «война». Уже после последней произнесенной реплики станет ясно, что война все-таки началась. И название «Мы, герои» приобретет еще один смысл.

Еще добавлю, что «Мы, герои» в ТЮЗе — это премьера пьесы в России, прежде она у нас не ставилась. В двух словах о Лагарсе. Он умер от СПИДа в 95-ом году, не дожив до сорока лет. При жизни был известен как актер и режиссер, но как драматург оставался непонятым. Главным образом, потому что пьесы его чрезвычайно сложны для постановки — может показаться, что в них мало действия и огромное значение имеют слова. Тем уникальнее несомненная удача постановки екатеринбургского ТЮЗа, и тут конечно заслуга переводчицы Натальи Санниковой. Добавлю, что на сегодняшний день Лагарс входит в тройку самых популярных драматургов. Чаще его пьес ставят во Франции только Шекспира и Мольера, даже Чехова и Расина ставят меньше.

9, 10, 25 октября.

1082 просмотра

Премьеры сезона: театр "Волхонка" и ТЮЗ

2009-10-08T10:00:00+0600
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87
Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях