Любимый туристами тальковый карьер Старая линза исчезает под водой

В ближайшие месяцы Средний Урал может лишиться одной из популярных среди уральских туристов достопримечательности — заброшенного талькового карьера Старая линза в поселке Шабровский. Этот 300-метровый карьер глубиной около 80 метров расположен в 27 километрах от Екатеринбурга.

Любимый туристами тальковый карьер Старая линза исчезает под водой

Любимый туристами тальковый карьер Старая линза исчезает под водой

2017-03-09T13:58:00+0500
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87

Законсервированная промплощадка привлекала посетителей необычным ландшафтом, сформировавшимся за счет выпиливания талька из месторождения — местные виды сравнивали с мексиканским Теотиуаканом. Однако из-за поломки насосов, откачивавших воду из карьера, в ближайшее время на его месте может возникнуть очередное тальковое озеро. В свердловском правительстве, впрочем, не исключают, что смогут при необходимости остановить затопление карьера — но только если экспертиза сочтет это целесообразным.

О затоплении карьера стало известно от туристов, которые посещают бывшую промплощадку, несмотря на холодную погоду. «Карьер Старая линза — изумительный аттракцион парка индустриальной эпохи близ Екатеринбурга. Семьдесят метров в глубину уральских недр, стены словно пирамиды Мексики, голубая вода, как на лучших курортах южных морей. Старые механизмы и духи старого Урала… Так могли бы рекламировать это место, но уже не будут. Нет ни парка индустриальной эпохи, ни аттракциона, совсем скоро не станет Старой линзы. Затапливает, и спасать никто не собирается. Будет большое озеро, красивое, глубоководное», — пишет на своей странице в Facebook екатеринбургский общественник Дмитрий Москвин, недавно побывавший на карьере.

Посетители карьера шутят, что в будущем карьер может остаться популярным среди туристов местом — но уже не для альпинистов, а для дайверов. «Вода поднялась, по нашим подсчетам, на 3,5-4 метра. Это удивительное чувство, когда ты стоишь на дне будущего озера и осознаешь, что следующие поколения будут недоумевать, как мы могли фотографировать дно озера», — писали в январе на страничке интернет-журнала «Моя провинция».

Шабровскому карьеру Старая линза уже больше 85 лет — его начали разрабатывать в 1930-х годах. Здесь же был создан Шабровский тальковый комбинат (объединение «Уралтальк»), который стал одним из крупнейших производителей талька в стране. Тальк выпиливали кирпичами и выносили на поверхность. В 1974 году карьер законсервировали — установили насосы, откачивающие воду и не допускающие затопления площадки. Добычу талька перенесли в карьер Новая линза, где он добывался менее трудоемким способом (в настоящее время тот карьер уже затоплен). После консервации Старая линза стала местной достопримечательностью, и карьер часто посещают уральские туристы вне зависимости от времени года. Здесь также снимались некоторые сцены фильмов Алексея Мурадова «Правда о щелпах» и Алексея Федорченко «Ангелы Революции».

Однако в конце прошлого года насосы, откачивавшие воду из карьера, пришли в негодность, и Старая линза стала медленно тонуть. Выяснить причины их поломки пока не удалось: на Шабровском тальковом комбинате, где раньше воду из карьера использовали для промышленных нужд, на запрос Znak.com не ответили. На сегодня под воду ушла часть техники, которая осталась на территории бывшей промплощадки, а также дом сторожа, который присматривал за насосами.

Хотя формально поселок Шабры входит в муниципальное образование «город Екатеринбург», городская администрация не занимается карьером — по словам председателя комитета по экологии Егора Свалова, «с 90% вероятностью он находится в ведении минприроды».

В департаменте информполитики губернатора Свердловской области Znak.com сообщили, что министр природных ресурсов Алексей Кузнецов в курсе начавшегося затопления карьера и более детально займется этим вопросом в ближайшие дни. «В рамках плана подготовки к паводку запланирована проверка объектов, подобных Старой линзе. В том числе будут проверять и этот объект: работоспособность насосов в карьере, уровень воды и степень заполнения карьера будут проверяться в ближайшие месяц-два», — рассказал глава департамента Александр Иванов.

Несмотря на относительную популярность Старой линзы среди любителей горного туризма, за последние годы ни одна компания не предлагала региональному правительству развивать карьер как туристический объект. «Пока это просто достопримечательность, и сложно сказать, сколько туристов этот объект привлекает или мог бы привлечь в перспективе, — прокомментировала ситуацию директор ГБУ СО „Центр развития туризма Свердловской области“ Эльмира Туканова. — Если бы к нам пришли с таким предложением, мы бы его, конечно, рассмотрели — с точки зрения безопасности, структуры владения участком, проверили, все ли договоры заключены и так далее, чтобы можно было заложить основу для некого туристического продукта. Но кто из туроператоров возьмет на себя ответственность за объект, что они обеспечивают там безопасность и оказывают экскурсионные услуги? Сейчас у нас даже нет информации, кому этот объект принадлежит».

В правительстве не исключают, что в скором времени на этом месте появится тальковое озеро — если осушение карьера будет признано нецелесообразным, а его затопление не будет угрожать экологии ближайших населенных пунктов. По словам Александра Иванова, конкретная информация о состоянии объекта будет получена к концу марта.

Источник: Znak.com
Ссылки по теме:
Принимаем новости круглосуточно по телефону +7 (912) 244-87-87
или
1456 просмотров
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии (всего: 1)
Professsor L. 9 марта 2017 года в 22:03
Несмотря на относительную популярность Старой линзы среди любителей горного туризма, за последние годы ни одна компания не предлагала региональному правительству развивать карьер как туристический объект. «Пока это просто достопримечательность, и сложно сказать, сколько туристов этот объект привлекает или мог бы привлечь в перспективе,

А мне кажется, что на государственные гранты некая коммерческая организация занимается популяризацией туризма в СО. А теперь вопрос - почему ей не интересны такие объекты, ей не интересна ж.д. дорога, которая могла бы связать город Сысерть и Екатеринбург хорошим и надежным ж.д. транспортом, их не интересует вообще ничего, кроме получения заработной платы - так может голова области требует смены, чтобы придать всем министерствам заинтересованность в результате своей работы, а не только в пиарстве и многочисленных соплежеваний, что свердловчане не уважают своих руководителей.
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях