Автопутешествия. Как не уснуть за рулем

Пара жизненных историй из личного опыта

Как известно, настоящий автолюбитель никогда не спит за рулем. Следовательно, я, несмотря на весь свой опыт — не настоящий, ибо засыпать за рулем мне доводилось не раз. В самых разных местах: посреди ночи на МКАДе, на богом забытой дороге под Рязанью, в глуши Свердловской области, прямо в насыщенном городском трафике… И знаете, что я вам скажу? Это страшно.

Страшно, когда просыпаешься через несколько секунд после того, как моргнул, и понимаешь, что еще пара мгновений — и автомобиль вошел бы в бетонное ограждение, улетел в кювет или переехал зазевавшегося пешехода. Скажу по секрету: мы тут на Uralweb.Ru для подбора иллюстраций к нашим материалам порой используем зарубежные фотостоки. Так вот, по запросу «sleeping driver» один из них выдал целый ворох фотографий — но 99% из них изображали последствия аварий, случившихся после того, как водитель заснул за рулем.

Думаю, никто — даже ни разу не испытавший подобных ощущений на себе — не станет спорить с банальностью: засыпающий за рулем водитель представляет чертовски большую опасность как для себя и своих пассажиров, так и для окружающих. Мало кто об этом знает, но ПДД приравнивают утомленное состояние к состоянию алкогольного опьянения — пункт 2.7 правил напрямую запрещает садиться за руль и в том, и в другом образе. Тем не менее, если с запретом на нетрезвую езду общество как-то мирится, то в период летних отпусков и путешествий соответствующие форумы так и пестрят радостными сообщениями самозваных рекордсменов: «от Ебурга до Москвы за двадцать часов в одну каску!» и тому подобное. И никто толком не может объяснить, к чему все это геройство.

Что я имею сказать по этому поводу. Сейчас, имея немалый накат самого разного профиля, я искренне считаю, что подобных любителей дальнобойных рекордов неплохо бы подвергать общественному остракизму и публичному порицанию. Безосновательная уверенность в собственной выносливости легко может привести к тому, что спасатели будут вырезать гидравлическими ножницами твое тело из комка железа, час назад бывшего твоим автомобилем. А неподалеку будет валяться еще одна такая же груда металла, и рядом с ней на обочине — несколько человеческих силуэтов, накрытых тряпками с головой… Между тем, подобной безрадостной картины очень легко избежать. Нужно всего лишь внимательно следить за своим состоянием и вовремя принять меры. Точнее, определить момент, когда их необходимо принять.

Усталость за рулем, особенно в монотонной дальней поездке, опасна ровно тем же, что и состояние алкогольного опьянения. Организм перестает адекватно реагировать на внешние раздражители, снижаются концентрация внимания и время реакции, а в особо сложных случаях могут появиться и галлюцинации. В моем случае, например, если в лучах фар на обочине начинают мелькать какие-то темные пятна, напоминающие готовых броситься на дорогу животных или пешеходов — это однозначный сигнал к тому, что пора останавливаться и отдыхать. Потому что, если одно из таких пятен действительно окажется пешеходом, я уже просто не успею ничего сделать, так как мои мозги уже путают воображаемое и реальное.

Известный путешественник Олег Радул приводит на своей странице в социальной сети еще несколько признаков того, что мозг вот-вот заснет. В их числе, например, проблема с фокусировкой взгляда, проявляющаяся при быстром переводе глаз с дороги на приборы и обратно. Если показания приборов не считываются беглым взглядом — это плохой звоночек.

Или, скажем, откровенная лень. Лень думать и запоминать. Если водитель не может вспомнить название последней деревушки, через которую проезжал, а идея попробовать перемножить в уме простые числа вызывает откровенное отвращение — пора останавливаться. Аналогичный признак — лень общаться с попутчиками, потому что любой разговор требует пусть минимального, но все же напряжения мозга. И если мозг этому противится — немедленно спать.

Самый лучший способ победить усталость — это отдохнуть. Просто и банально, и ничего лучше природа человеческая пока не придумала. Зато придумал сам человек. Точнее, коллективный разум тех, кому все же приходится совершать затяжные поездки за рулем.

Второй по эффективности способ — водитель-напарник-попутчик. Это, вообще, универсальная «отмычка»: ему можно передать руль и спокойно поспать по соседству, он умеет развлекать разговорами, поможет починить машину в случае поломки или разобраться в косноязычии навигатора, да мало ли что еще!.. Строго говоря, наличие второго водителя должно стать обязательным правилом для любителей дальних автомобильных путешествий, ибо во много раз снижает риск какой-либо неприятности. Если же такой возможности нет, то «рецепт с гарантией» только один: езда ограниченными порциями (по моему опыту, норма для адекватного водителя — порядка тысячи километров плюс-минус сотня) и обязательные ночевки, по возможности, в комфортных условиях.
Но я легко готов представить ситуацию, когда до цели остается сотня-полторы км, вставать на ночевку уже нет смысла, а усталость дает о себе знать. Конечно, в этом случае тоже неплохо бы подремать на обочине хотя бы полчасика, но есть и «более другие» эффективные способы.

Неплохо помогает физическая активность, как мелкая, так и более основательная. За рулем можно щелкать орехи, а остановившись на обочине — поприседать, помахать руками, вообще — размяться. Можно устроить себе массаж воротниковой зоны, шеи и плеч — это улучшит кровообращение и опять-таки взбодрит мозг. Аналогичный эффект даст умывание холодной водой. Кофе и разнообразные энергетические напитки — история чересчур индивидуальная, но большинство экспертов в качестве наиболее удобного тонизирующего средства рекомендуют обычный крепкий чай.

Наконец, бортовая аудиосистема. В зоне хорошего приема радио можно переключиться на какую-нибудь разговорную волну и заставлять себя вникать в суть беседы ведущих (можно, кстати, даже полемизировать с ними вслух — тоже хороший способ), а там, где FM-диапазона нет, взбодриться поможет подпевание любимой музыке. Именно подпевание, а не просто прослушивание: кого стесняться, если ты в автомобиле один?

Но все же, самый действенный способ — просто поспать. Ибо все вышеперечисленные методы дают, к сожалению, временный эффект.

Фото: Globallookpress.com

,
1751 просмотр
7
0

Автопутешествия. Как не уснуть за рулем

2015-06-03T00:00:00+0500
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87
Еще статьи про автопутешествия:
Комментарии (всего: 10)
lucky 3 июня 2015 года в 22:35
Два раза почти засыпал, оба раза на трассе.
0
Дмитрий Елизаров 4 июня 2015 года в 01:30
Цитата
lucky:

Два раза почти засыпал

как спасался?
0
lucky 4 июня 2015 года в 08:18
Первый раз поехали с отцом на рыбалку в Пермь. Причем через Нижний Тагил, т.е. по такому, слегка странному маршруту, потому что отец живёт в Новоуральске, и возвращаться обратно в Екб не хотелось. Подъезжали к Горнозаводску, и здесь меня и срубило. Очнулся, когда под колёсами зашуршала обочина. Остановились, вышли размялись, в Горноуральске купил энергетик, на нём и дотянул.
А второй раз ехали от родителей из Новоуральска, и почти около Екб я снова понял, что на долю секунды вырубился и пора остановиться. Вышел, поприседал, размял шею и воротниковую зону. Сделал музыку погромче и так и доехал, благо близко до дома было.
Самый лучший способ - соблюдать режим дня, как ни странно и, действительно, не садиться уставшим за руль.
3
beztormozov. 4 июня 2015 года в 09:22
Цитата
lucky:

Два раза почти засыпал, оба раза на трассе.

вставал на аварийке, разминался, умывался снегом или водой. Один раз (поехал на рыбалку после ночи и не спал в сумме больше суток) ночевал на берегу no name пруда возле трассы (в машине всегда палатка и коврик). Просто знал, что физически не доеду...утром в 5 встал, в 7 был уже на работе.
Что интересно - днем невыспанному ехать проще, чем ночью. Ночью встречка, фары, ночь убаюкивают.
1
Nicky 4 июня 2015 года в 15:56
Семечки как мелкая моторика отлично помогают.
Энергетики не стоит употреблять, лучше чай крепкий. Максимум за один день проезжал 1200 км. И то - в первый же год владения авто. Сейчас дневная норма на дальняке 900-1000, не больше
1
lucky 4 июня 2015 года в 16:00
Цитата
Nicky:

Семечки как мелкая моторика отлично помогают.

для меня жвачка лучше, семечки не люблю и не ем
0
Nicky 5 июня 2015 года в 12:39
Цитата
lucky:

для меня жвачка лучше, семечки не люблю и не ем

Ну орешки, жвачка в этом смысле не подходит, ибо ты ее просто жуешь, заснуть ха этим занятеим можно точно так же. А чистка семечек-орешков - это мелкая моторика, которая как раз не дает засыпать, мозг занят. Рекомендовано дальнобоями
1
Лехин 5 июня 2015 года в 17:12
Очень хорошо бодрит короткий сон. Не вижу особых проблем съехать на обочину и завести телефонный будильник на 15-30 минут.
3
Weder81 6 июня 2015 года в 17:40
Энергетики- наилучший вариант, на мой взгляд... два часа не спишь гарантировано, усталость есть, но в глазах, как будто спички стоят... Еще неплохо действует кофеина бензоат в таблетках...
-3
starshina 7 июня 2015 года в 10:34
меня выручали:лёгкие дыхательные упражнения и бой с тенью)))
2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях