Начнут ли штрафовать за неоплату парковок, и если начнут, то когда?

Больше трех лет назад в Екатеринбурге заработала система платных парковок — заработала, правда, хромая на толчковую ногу. Городские власти так и не смогли договориться с ГИБДД об одном из ключевых системных взаимодействий: не оплатившему парковку автомобилисту полагается выписывать штраф, а единственным обладателем сведений о владельце конкретного автомобиля с конкретным регистрационным знаком является как раз ГИБДД.

И ведомство это не спешило делиться своими сведениями с городской администрацией. Соответственно, все это время у города не было возможности наказывать водителей, не плативших за парковку, и водители этим активно пользовались (по некоторым данным, честно оплачивал парковочные услуги лишь каждый третий водитель). Но на этой неделе ситуация резко начала меняться, причем сразу и одновременно в разные стороны.

В Госдуме в первом чтении был принят законопроект, который в буквальном смысле вменяет в обязанность гаишникам передавать данные о собственниках автомобилей в муниципальные органы власти. Таким образом, вскоре у обоих ведомств появится возможность начать диалог заново, опираясь уже на федеральные законы. А городским водителям придется либо прилежно оплачивать парковочное место, либо быть готовыми к получению «писем счастья»: вычислением нарушителей, как и прежде, судя по всему, займутся автоматизированные системы «Паркон».

Что особенно интересно, начинать следить за соблюдением правил игры стоит немного заранее: «попасть на штраф» водитель сможет и за несколько недель до вступления означенного закона в силу.

Как говорит представитель свердловского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Дмитрий Ларионов, сроки давности привлечения к ответственности согласно КоАП дадут возможность городским властям слегка заглянуть в прошлое: «Постановление не может быть вынесено более, чем через два месяца с момента нарушения. Если предположить, что в какой-то момент этот законопроект будет принят, и администрация начнет рассылать штрафы от прошедших к самым свежим, она сможет охватить последние два месяца. Если, к примеру, закон вступит в силу через неделю, то почти наверняка штраф получит водитель, нарушивший правила парковки еще месяц назад».

Предсказать с известной точностью, с какого именно дня водителям придется взять себя в руки, пока нельзя: законопроекту еще предстоит пройти два чтения в Госдуме, получить одобрение Совета Федерации и попасть на подпись к Президенту.

И даже после этого должно пройти еще 60 дней до вступления закона в силу (по сути, те самые вышеупомянутые два месяца, но заявленный в проекте срок еще может быть изменен). Так что автомобилисты пока еще располагают временем на подготовку к затяжным диалогам с муниципалитетом.

По словам Дмитрия Ларионова, у водителей найдется, чем ответить городской администрации: по мнению автоэксперта, множественные нарушения, допущенные при организации системы платных парковок, могут спровоцировать поток встречных вопросов со стороны автомобилистов, недовольных качеством услуги, за которую они платят.

«Нарушений вагон, но покуда нет штрафов, нельзя говорить о том, что от них кто-либо пострадал. Когда система штрафов заработает, сразу появится огромное количество водителей, которые будут недовольны тем, что, к примеру, у них списывается комиссия за мобильные платежи, что паркоматы не принимают наличные, что водитель может воспользоваться услугами парковки, заехать на территорию, но не увидеть информационного щита, потому что тот стоит где-то гораздо дальше, и так далее. Это все сфера деятельности Закона о защите прав потребителей: в данном случае речь идет о выделении парковочного места за определенную плату, что, по сути, является услугой».

Стоит напомнить, что сейчас оплатить парковку в том месте, где она считается платной, можно при помощи паркомата. А взаимодействовать с ним можно только двумя способами: либо при помощи счета мобильного телефона, с которого спишется требуемая сумма (соответственно, при наличии минусового баланса этот способ не сработает), либо при помощи банковской или Е-карты.

Портал «Парковочное пространство Екатеринбурга», впрочем, уточняет, что парковку можно оплатить и наличными, но для этого придется поискать ближайший терминал, работающий с системой QIWI или пункт приема платежей «Фрисби», и без комиссии в этом случае не обойтись.

К слову, стоит екатеринбургская парковка 30 рублей в час, а заявленный размер штрафа за неоплату — от 1000 до 3000 рублей, причем влететь на штраф можно даже в том случае, если оплатить парковку с минутным опозданием (вы все еще ищете терминал? Уже можно расслабиться).

Штраф за парковку на газонах

Еще одно неожиданное следствие готовящегося законопроекта — возможный прорыв в борьбе с так называемыми «гряземесами», любителями парковаться на газонах, которых регулярно называют одной из главных причин грязи на городских дорогах.

Административные комиссии районов и служба квартальных в попытках навести порядок с парковкой на газонах наталкивались на то же самое препятствие — отсутствие сведений о собственниках автомобилей. Сейчас, по идее, это препятствие будет устранено.

По словам местного координатора проекта РосЯма и экс-квартального Алексея Беззуба, даже сама возможность получения штрафа за подобную парковку (а после окончательного принятия закона она станет отнюдь не иллюзорной) может повлиять на психологию «гряземесов», которые сознательно идут на нарушение закона просто потому, что не ожидают ответственности за это нарушение.

Не исключено, что в борьбу за чистоту включатся и обычные граждане, уверовавшие в неотвратимость наказания — правда, для этого им придется совершить ряд телодвижений: как минимум, написать обращение в администрацию района или города с просьбой привлечь «гряземеса» к ответственности.

С другой стороны, по мнению экспертов, нельзя проводить параллели между ситуацией с неоплатой платной парковки и парковкой на газоне. Правовая коллизия связана как раз с системами автоматической фиксации, которые, весьма вероятно, уже скоро снова выедут на улицы Екатеринбурга.

Дело в том, что «гряземесы» в сферу ответственности «Парконов» не попадают никак: ими занимаются пусть облеченные определенной властью, но все же обычные люди. Таким образом, при определенном раскладе любитель парковаться на газоне может избежать всякой ответственности.

«Кардинальное отличие от ситуации с платными парковками состоит в том, что на парковках работает автофиксация нарушений, которая частично отменяет презумпцию невиновности в той части, которая обязывает доказывать виновность конкретного водителя — виновником по умолчанию считается собственник.

А в случае с гряземесами никаких парконов нет — ходят квартальные и лично все фиксируют. Соответственно, служба квартальных или комиссия должны доказать, что за рулем сидел и на газоне припарковался конкретный водитель. И если этот водитель не подтвердит, что за рулем сидел он, доказательств обратного у комиссии не окажется. А согласно Конституции, человек имеет право не свидетельствовать против самого себя и близких», — утверждает Дмитрий Ларионов.

Соответственно, при отсутствии чистосердечного признания со стороны водителя у комиссии окажутся связаны руки, и, по большому счету, гарантией привлечения подобного водителя к ответственности, по мнению эксперта, можно считать лишь видеозапись, на которой паркуется на газоне и выходит из автомобиля именно он. Впрочем, не исключено, что эту коллизию тоже устранят в ближайшее время.

Так или иначе, платные парковки в центре города многие называют весомым шагом к оздоровлению городской среды.

«Это на самом деле очень большой шаг вперед по упорядочиванию системы. Я думаю, мы будем жить в более чистом и более приспособленном к жизни городе. Платная парковка — это однозначный шаг к отказу от личного транспорта и развитию общественного. Я понимаю, что пока процесс развивается с трудом, но надо же с чего-то начинать? Рим тоже не сразу строился», — заявляет Алексей Беззуб. Вот только если на каждый шаг по упорядочиванию системы власти будут тратить по несколько лет, идти придется долго.

,
217 просмотров
3
0

Начнут ли штрафовать за неоплату парковок, и если начнут, то когда?

2018-04-12T00:00:01+0500
Uralweb
Комментарии (всего: 5)
Alex676 13 апреля 2018 года в 08:16
Платная парковка — это однозначный шаг к отказу от личного транспорта
это путь к социализму и коммунизму…
0
Dmitry7 13 апреля 2018 года в 10:58
путь отказа от личного транспорта - это общественный транспорт.
Был тут в Праге. Мы на остановке никогда трамвая дольше 5и минут не ждали (нужного нам трамвая). Что в 9 утра (в час пик), что в 11 вечера. Кстати, трамваи там ходят всю ночь.
И да, пробок в городе нет. Считаю, отчасти из-за развитого общ транспорта.
1
Папараци 13 апреля 2018 года в 11:56
Ну я со своей Куйбышева-Белинского всегда до Радищева без проблем уезжаю на трамвае. Машину выгуливаю, только когда мотаться по делам по городу надо или за город уехать. В трамвае всегда пусто и есть сидячие места. Искренне не понимаю, почему люди не ездят на трамваях. Кстати, мы с компанией И-сеть протестировали ошибки при оплате с банковских карт. Сейчас лично у меня всегда без проблем оплата с карты проходит.
0
Папараци 13 апреля 2018 года в 11:59
Но только всегда вызывает вопрос о грязи. Неужели так сложно вымыть салон трамвая качественно?
0
Umka96 13 апреля 2018 года в 16:38
Цитата
Папараци:

Но только всегда вызывает вопрос о грязи. Неужели так сложно вымыть салон трамвая качественно?
Ну как сложно…моют салон раз в день, перед выездом на маршрут. После одного рейса он уже грязный…
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться
Uralweb.ru в социальных сетях