Константин Брыляков

Кризис - шанс для внутреннего туризма
Фраза «Крепитесь люди, скоро лето!» скоро станет неактуальной, поскольку лето действительно совсем уже на носу. Об особенностях предстоящего отпускного сезона рассказали заместитель министра областного правительства по физкультуре, спорту и туризму Константин Брыляков, президент Уральской ассоциации туризма Сергей Брулев и президент уральской ассоциации санаторного и рекреационного бизнеса Владимир Измайлов.

— Константин, по прогнозам министерства, будет ли успешным туристический сезон-2009?

Брыляков: — События сейчас происходят драматические, я бы сказал. Еще год назад туристический рынок Свердловской области и Уральского региона был одним из самых развитых в стране. Он был вторым-третьим после московского с точки зрения международного, выездного туризма. Кризис вносит сегодня существенные корректировки, объемы падают, но при этом можно сказать, что именно этот рынок мобилен, гибок, и наши уральские туроператоры стараются адекватно реагировать на ситуацию.

С точки зрения внутреннего туризма Свердловская область к 2008 году подошла с очень неплохими показателями. Мы приняли в наших гостиницах, базах отдыха, санаториях более одного миллиона ста пятидесяти человек. По этим показателям, по так называемым «ночевкам», в частности, мы уверенно лидируем в регионе УрФО. На территории России найдется немного субъектов с сопоставимыми показателями развития туристического потока.

Совсем недавно озвучены статистические цифры на уровне всей России: около 30 миллионов человек отдохнули в пределах России, на рынке внутреннего туризма; за рубеж выехало порядка 11,5 миллионов россиян.

КРИЗИС КАК СТИМУЛ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

Рынок в целом на сегодня изменяется в сторону внутреннего туризма. И в этом отношении кризис — это новые возможности и перспективы, чтобы индустрия приема, наших санаториев, загородных отелей получила дополнительный стимул к развитию.

По линии поддержки малого бизнеса проекты по туризму включаются в программы льготного инвестиционного кредитования. Появились перспективы и для относительно новых видов туристической деятельности, таких, как сельский туризм. Упоминавшаяся губернатором «Уральская деревня» во многом будет реализована в программе развития сельского туризма. В прошлом году было подготовлено специальное методическое пособие для потенциальных сельских предпринимателей. Повторюсь, они сегодня могут получить льготный инвестиционный кредит до 5 миллионов рублей по программам кредитования поддержки малого бизнеса. Речь идет о кредите на срок до 5 лет под 13 процентов, это нынешняя ставка рефинансирования Центробанка. По сравнению с тем, что есть сейчас на рынке кредитования, условия очень выгодные.

— Есть желающие реализовать такой проект деревенской гостиницы?

— Желающие уже есть, есть и прецеденты по льготному инвестиционному кредиту. Гостевые дома уже работают в Невьянском районе, есть желающие в Ирбитском, Красноуфимском районе. Мы помогаем конкретным предпринимателям как-то поднять, раскрутить дело, выйти на рынок.

Еще одно важное антикризисное предложение — поддержка выставочных проектов с тем, чтобы потребители узнали, что есть на рынке и что может предложить именно Свердловская область.

В начале апреля прошла очередная выставка-ярмарка «Индустрия туризма Урала 2009». Там были представлены уральские санатории, базы, дома отдыха. У всех сейчас трудности, все ощущают спад спроса, но продолжают работать. Хотя у санаторно-курортных предприятий, оказывающих действительно качественные услуги, проблем с загрузкой нет.

ЗАРУБЕЖ НЕВТЕРПЕЖ…

— Поедут ли россияне, конкретно уральцы, сегодня за границу? Каков ваш прогноз?

Брулев: — Однозначно, сезон состоится и будет непростым. С точки зрения туроператоров и с точки зрения клиентов. Главная задача — чтобы туроператоры не превысили свои собственные возможности и правильно рассчитали так называемый спрос. Тогда на рынке будут понятные, экономически обоснованные цены и не будет того, что называется «горящей путевкой». Потому что, как ни парадоксально, горящая путевка это плохо и для клиента, и для туроператора. Для клиента она плоха тем, что сразу снижаются и качество предоставляемых услуг, и безопасность. Чтобы не забыть нашего уважаемого клиента за рубежом, нужна высокая степень экономической безопасности туроператора, который его направляет.

Бесспорно, цены будут изменены. Но нужно помнить, что в разных видах и направлениях туризма ценообразование — разное. В выездном туризме очень высока валютная составляющая — либо евро, либо доллар. Произошла девальвация рубля, и, соответственно, рублевые цены будут выше, нежели в прошлом году. В то же время в валютном эквиваленте эти цены будут ниже.

Несмотря на определенное снижение цен на перелеты, на мой взгляд, авиаперелет из нашего региона по-прежнему остается очень дорогим. Если его сравнивать с европейскими перелетами, мы находимся не в очень выгодном положении. Не берусь анализировать, почему это происходит, я просто констатирую факт.

Что касается внутреннего туризма, здесь, несмотря на рублевую составляющую, значительного снижения цен не намечается. И у меня есть очень серьезные опасения, использует ли свой шанс внутренний туризм. Мне кажется, положительные сдвиги возможны только в случае значительного снижения цен на внутренний продукт, причем на фоне улучшения качества. Сегодня наши люди имеют большой опыт выезда за рубеж, у них, слава Богу, есть возможность сравнить. Они в курсе, сколько стоит та или иная услуга за рубежом, сравнивают и делают выбор. В предыдущие годы, безусловно, доминировал выездной туризм. И если мы хотим сломить ситуацию, нужно менять соотношение цена-качество. Причем, цена должна быть значительно ниже.

СУДЬБА САНАТОРИЕВ: НАМ ПОБЛИЖЕ И ПОДЕШЕВЛЕ!

Измайлов: — Наша ассоциация создана недавно, всего полтора года назад. Однако интерес к нам велик, ассоциация создана вовремя и помогает здравницам, базам отдыха. Причем присоединиться к нам стремятся и пермские, и челябинские, и башкирские здравницы. Это своего рода феномен.

— Коснулся ли кризис санаторного бизнеса?

— Кризис нас конечно коснулся. Произошло сокращение коечного фонда в санаториях-профилакториях. Об этом мало кто знает, это те учреждения, которые находятся при крупных предприятиях. Конечно, в первую очередь это черная, цветная металлургия, машиностроение. Они либо перепрофилируются, либо ликвидируются совсем.

У нас всего около 50 санаториев-профилакториев, 15 из них находятся в стадии реорганизации, смены статуса или перепрофилирования.

У санаториев выраженная сезонность. Раньше круглый год была полная загрузка, получаемую прибыль можно было вкладывать в развитие предприятия. Сейчас, с наступлением кризиса, сезонность выразилась спадом объемов продаж в январе-феврале, и, скорее всего, так будет до мая.

Летом, конечно, загрузка будет стопроцентная, а объем продаж — полный. Почему? Потому что и ранее спрос превышал предложение. За счет этого есть резерв. Что касается цен, здесь влияние кризиса позитивно. Те здравницы, цены в которых были выше среднего уровня — а это в пределах 1800-2000 рублей в сутки на человека в благоустроенном номере — снизили цены на 20 процентов.

Интересная вещь: клиентов интересует в первую очередь вопрос географии — спросом пользуются путевки на базы отдыха и санатории, расположенные в пределах двухсот километров от города. Возможно, людям не хочется уезжать далеко от дома. Спрос именно на такие путевки — с более низким уровнем цен, даже с понижением качества услуги, и в близлежащие места. Активизировались в продвижении своей продукции те санатории, которые раньше не стремились рекламироваться, поскольку просто не нуждались в этом. Это тоже позитивное влияние кризиса.

БРЫЛЯКОВ: — Мы все живем в рынке, и наша задача дать санаториям, относившимся раньше к системе здравоохранения, именно рыночные инструменты выживания в этих условиях. Поэтому мы проводим выставки, семинары по обучению работников санаторно-курортной сферы, обучаем их маркетингу, управлению качеством. Все эти меры направлены на то, чтобы санатории не ждали помощи от государства, а самостоятельно выводили и реализовывали свой продукт на рынке — в том числе через турфирмы, операторские компании, агентские сети.

Сегодня клиенты предпочитают выехать за рубеж. Даже если говорить о продажах через турфирмы, по данным Свердловскстата, 65 процентов клиентов приходятся на выездной туризм. И 35 процентов — на внутренний. Не будем забывать, что многие пользуются услугами санаториев и баз отдыха напрямую, минуя турфирмы. Есть свои сети продаж, путевки можно купить через Интернет. У нас полно баз отдыха, отличных мест, где можно платно порыбачить и поохотиться. Выбор есть. При этом внутренний туризм — это то, что человек выбирает в период нестабильности и экономических потрясений.

К счастью, качественно меняется уровень услуги в санаториях. Есть стереотип, что санаторий это нечто для престарелых: днем лечишься, вечером — смотришь телевизор. Поезжайте, посмотрите Линевку под Нижним Тагилом! Там расписана каждая минута пребывания на территории комплекса, прекрасная современная анимация, не хуже, чем в Турции, традиционные мастер-классы (например, гончарный круг), конные прогулки, отличный спортивный комплекс, современный аквапарк. Соответственно, там всегда хорошая загрузка.

В такой туристической стране, как Англия, на сегодня 30 миллионов туристов въезжают на территорию Великобритании из-за рубежа, и 140 миллионов поездок по своей стране совершают сами британцы. У нас в России по внутреннему рынку — 30 миллионов поездок. Это в три раза больше, чем выехало за рубеж. Поэтому я думаю, что реальная пропорция между выездным и внутренним туризмом на территории нашей области примерно та же самая.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ — БЕЗ УЩЕРБА ДЛЯ ПРИРОДЫ

— Скажите, будет ли развиваться сектор рынка, занимающийся экологическим туризмом? Прокат снаряжения, сплавы по уральским рекам…

— У нас под экологическим туризмом понимается туризм без ущерба для природы. Если говорить об активных видах отдыха, связанных с путешествиями, со сплавами, на территории Свердловской области создана система особо охраняемых природных территорий, основное назначение которых как раз организация экологических путешествий. Там люди не просто путешествуют, но еще и воспитывают культуру общения с природой. Это находящиеся в ведении министерства природных ресурсов так называемые природные парки, как Оленьи Ручьи в Нижнесергинском районе, река Чусовая, «бажовские» места. На сегодня эти парки серьезно продвинулись в сфере развития организованного и коммерческого туризма. Если ты готов организовать свое путешествие самостоятельно, если у тебя есть снаряжение, пожалуйста, можешь приехать на территорию парка, заплатить небольшие деньги за входной билет и выйти на маршрут. Тебе дадут карту, там есть стоянки, прочая инфраструктура. На сегодня те же Оленьи Ручьи испытывают уже чрезмерную нагрузку — желающих намного больше, чем парк может принять. Они в спешном порядке развивают дополнительные маршруты экологического туризма, чтобы природа не страдала.

Перед руководством парков поставлена задача активно взаимодействовать с предпринимательскими структурами для того, чтобы базы отдыха, расположенные неподалеку, предоставляли бы отдыхающим снаряжение. В целом парки финансируются за счет областного бюджета.

ПРО СПАД И МАЙСКИЕ

— И все же, вы прогнозируете спад туристической активности?

— Я прогнозирую, что на внутреннем рынке в это лето мы будем наблюдать небольшой спад, процентов 5-7 от 2007 года (а тогда у нас было около 330 тысяч отдыхающих в санаториях и базах отдыха). Однако это все равно в два раза больше, чем доходы, приносимые деловыми туристами в Екатеринбурге. Для сравнения, на рынке выездного туризма ожидается спад от 35 до 50 процентов. В общем, если мы выйдем на уровень 2007 года, это будет хороший задел для развития в будущем.

— Что ждет нас на майские праздники, какие направления будут популярны, есть ли шанс, что снизятся цены?

БРУЛЕВ: — Задача на предстоящий сезон — сохранение географии поездок, чтобы не пропадали целые страны, не уходили целые направления. Нам очень непросто было создать в свое время здесь целый спектр путешествий. Не хотелось бы этого терять. Если говорить о майских праздниках — традиционно это пиковый спрос, сравнимый с самым высоким сезоном. Продажи на май идут достаточно успешно.

1721 просмотр

Константин Брыляков

2009-04-13T00:00:00+0600
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87
Комментарии (всего: 1)
Bigg 13 апреля 2009 года в 18:10
Внутренний туризм не на много дешевле особенно с учётом сервиса. Только разве дикарём в палатке. И сервиса нет и не обидно что надули. Какие шансы? Бред. Нет инфраструктуры -нет выбора. А кто и на что это всё будет сейчас развивать? Опять денег срубят и по корманам рассуют. Раньше надо было развивать и одбивать клиентуру хотя бы у Турков. Да летать дорого но есть варианты с транспортом. И отели и кемпинги у каждого столба на любой кошелёк, и прокат авто и т.д и т.п., а это называется выбор. И строили это десятилетиями по крупицам не думая о серхприбылях, и не наживаясь на одном клиенте. А это называется традиция. Что у нас есть против этого? Весьма мало.
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях