Возможно ли спланировать свое время так, чтобы не потерять себя?

Помню, что в те времена, когда мне приходилось работать во главе крупных компаний, я был настолько перегружен, что у меня не оставалось времени даже на короткую передышку.

Возможно ли спланировать своё время так, чтобы не потерять себя?

Автор: Александр Зурабов

Возможно ли спланировать свое время так, чтобы не потерять себя? 

Помню, что в те времена, когда мне приходилось работать во главе крупных компаний, я был настолько перегружен, что у меня не оставалось времени даже на короткую передышку. Будучи любителем современных электронных средств помощи деловому человеку, я покупал и испытывал все новые и новые технические новинки, но облегчения они не приносили. Решение, как всегда, было найдено не там, где его обычно ожидают. Однажды, где-то во второй половине 90-х годов во время одной из моих поездок в Соединенные Штаты, я приобрел книгу Франклина Кови «First Things First» (в русском издании она получила название «Главное внимание — главным вещам»). Она неожиданно оказала на меня очень сильное и долгосрочное влияние. Это может показаться странным, ибо глубокое воздействие на человека обычно оказывают произведения, содержащие сильную моральную и эмоциональную доминанту, а данная книга, как и другие прочитанные мной впоследствии труды этого автора, была весьма прагматически построенной и по своей сути являлась типичным образцом американской деловой литературы. Занимаясь разработкой прикладных методов управления временем деловых людей, автор и созданная им школа пришли к интересному выводу. По их мнению, более эффективный человек не тот, кто способен выполнить на 20% больше дел в день, а тот, который сначала делает наиболее важные для него дела, а лишь затем — другие, если на них останется время. Но как выбрать эти наиболее важные дела, где найти критерий значимости?

Личная миссия и карьера

У меня есть один знакомый, каждый день которого насыщен различными «происшествиями». Все чего-то от него требуют, кто-то его постоянно подводит, понимает не так, как он бы этого хотел. Он все время держит круговую оборону от мира, который его окружает. Он почти непрерывно говорит по мобильному телефону, отдает распоряжения, получает отчеты от своих подчиненных и иных порученцев. С ним в дневное время практически невозможно спокойно поговорить, поскольку наверняка вы не сможете закончить ни одну мысль без того, чтобы вас несколько раз не прервал бы звонок его телефона и последующий за этим разговор. Более того, вы зримо ощущаете, что даже если удается увести его в другую комнату, где нет телефона, мысленно он не может долго оставаться с вами. Ведь его переполняет рой мелких и назойливых мыслей и мыслишек о том, куда надо еще позвонить и кому что сказать.

Я помню, что в те времена, когда мне приходилось работать во главе крупных компаний, я сам попадал в такие же ситуации. Иногда я ловил себя на том, что во время весьма важной для меня встречи, которую я долго ждал и к которой специально готовился, я не мог полностью погрузиться в суть происходящего обсуждения. Как будто в глубине души я считал галочку в разделе «Дела» моего электронного ежедневника под названием «встреча с …» уже поставленной и думал о десятках других намеченных пунктов. Это происходило вопреки тому, что текущая встреча была самой важной из всех пунктов данного раздела!

Будучи любителем современных электронных средств помощи деловому человеку, я покупал и испытывал все новые и новые технические новинки, но облегчения они не приносили. Решение, как всегда, было найдено не там, где его обычно ожидают. Однажды, где-то во второй половине 90-х годов во время одной из моих поездок в Соединенные Штаты, я приобрел книгу Франклина Кови «First Things First» (в русском издании она получила название «Главное внимание — главным вещам»). Она неожиданно оказала на меня очень сильное и долгосрочное влияние. Это может показаться странным, ибо глубокое воздействие на человека обычно оказывают произведения, содержащие сильную моральную и эмоциональную доминанту, а данная книга, как и другие прочитанные мной впоследствии труды этого автора, была весьма прагматически построенной и по своей сути являлась типичным образцом американской деловой литературы. Занимаясь разработкой прикладных методов управления временем деловых людей, автор и созданная им школа пришли к интересному выводу. По их мнению, более эффективный человек не тот, который способен выполнить на 20% больше дел в день, а тот, который сначала делает наиболее важные для него дела, а лишь затем — другие, если на них останется время.

Но как выбрать эти наиболее важные дела, где найти критерий значимости? Как определить, что важнее: встретиться с солидным деловым партнером, посетить престижную вечеринку или проведать вечером своих родителей? Последовательно разматывая этот клубок вопросов, Кови приходит к следующей рекомендации: жить надо не по часам, а по компасу. Для того чтобы быть более эффективным, больше успеть в жизни, не надо каждую минуту смотреть на часы, надо время от времени сверять направление своего движения со стрелкой своего жизненного компаса.

Как же понять, куда указывает стрелка вашего компаса? На этот вопрос Кови дает простой, но невероятно трудный для реализации ответ: надо написать свою жизненную миссию, которая и станет вашим компасом, а затем сверять свое движение с этим, вами же выбранным, направлением. Именно так, не больше, не меньше. В книге содержатся некоторые практические рекомендации по написанию миссии (это же американская книга!), приводится перечень вопросов, искренний ответ самому себе на которые облегчит читателю работу над собственной миссией. Насколько — это зависит от самого человека. Ведь люди, которые рано или поздно приходят к постановке вопроса перед самими собой о собственной миссии, идут к этому разными путями. Я не хочу давать универсальных советов, а лишь скромно надеюсь, что выводы, которые я делаю, размышляя над своей жизнью в бизнесе, могут быть интересны не только мне одному.

Скажу откровенно: для написания первой версии моей собственной миссии мне потребовался год. Позже я уточнял отдельные формулировки, но ее основа оставалась уже неизменной. Помогло ли мне это в дальнейшем лучше распределять свое время? Да, но только отчасти. Для перегруженного делового человека та или иная прикладная система может дать лишь некоторое облегчение. Пресс текучки, правила игры все равно властно диктуют свои законы поведения. Однако работа над собственной миссией подтолкнула меня к более фундаментальному вопросу, нежели вопрос эффективности управления своей перегруженной повесткой дня. Тем ли я вообще занимаюсь? Доставляет ли это мне истинное удовлетворение? Удается ли мне в мельтешении буден двигаться по пути реализации мной же самим написанной собственной миссии?

Квинтэссенция бизнеса — это деньги. По сути, они представляют собой превращенную форму энергии. Энергии, которая способна приводить в движение людей, их творческий потенциал, их физическую силу. Люди (и организации), которые сумели сосредоточить в своих руках большую массу денег в виде свободной прибыли, по сути, лишили этой энергии других людей и другие организации. Можно много говорить о том, что бизнес и вообще жизнь — это война, это джунгли, здесь выживает сильнейший, слабый должен умереть.

Но наша жизнь все-таки намного сложнее, богаче и шире, чем мир бизнеса. Во-первых, огромное количество людей во всем мире не занимается бизнесом и при этом проживает прекрасные жизни. Во-вторых… во-вторых, хочу привести слова одного старого и мудрого еврея, сказанные своему молодому окружению: «Главное, дети мои, не заработать деньги. Главное — чтобы вам их простили». Именно этот простой ход мысли создал такое мощное движение благотворительности в развитых странах и особенно в Соединенных Штатах. Оно совершенно необходимо для поддержания социальной стабильности общества. Нужно оно и самим богатым людям, если они, конечно, нормальные. Среди британских любителей гольфа существует давнее правило, согласно которому после игры ее победитель покупает всем остальным участникам выпивку. Сравните с нашей традицией, где всегда платит проигравший.

Достижение и дальнейшее развитие «успеха» в деловом смысле этого слова, то есть создание приличного состояния, занятие крупного поста и тому подобное само по себе не может являться той конечной целью, ради которой хотело бы прожить свои жизни большинство нормальных людей. Жизнь в бизнесе я бы сравнил с жизнью в большом спорте. Молодые люди, имеющие определенные природные данные, тратят 15-20 лет своей жизни и свое здоровье на то, чтобы создать себе запас средств на оставшиеся 30-40 лет. Подавляющее число больших спортсменов после завершения своей карьеры становятся по-настоящему больными людьми. Но после 15-20 лет, проведенных в мясорубке бизнеса, люди также становятся больными, только с еще более широким спектром заболеваний: от физических до психических. И выйти из бизнеса намного сложнее, чем уйти из большого спорта.

Материальное благополучие есть тот фундамент, без которого человек не может вести нормальную жизнь и заниматься тем, что ему интересно, и тем, в чем он видит свое предназначение на этой земле. Но, формируя этот фундамент, мы не должны забывать о самом главном: поиске себя, узнавании самих себя, расшифровке того, что является нашим предназначением. Именно поэтому я рассматриваю карьеру, прежде всего, как средство познания себя, а затем (или параллельно) как средство достижения материального благополучия.

Самопознание должно сопровождать карьерное развитие от начала и до вершины. Чарльз Хэнди пишет о том, что по утрам он регулярно проводит завтраки с молодыми предприимчивыми людьми, приходящими к нему за советом. Часто они просят его рекомендаций для начала того или иного нового дела. Основной вопрос, который Хэнди задает этим молодым людям, касается причины, почему они решили заняться именно этим делом. Многие отвечают, что просто им это кажется хорошей идеей. В таком случае, пишет Хэнди, он не советует им этим заниматься. А если все-таки займутся, из этого ничего не выйдет. Страсть — вот залог вашего успеха! Но страсть возможна, только если то, чем вы занимаетесь, затрагивает самые глубинные чувства. Вы не можете со страстью ходить в офис для того, чтобы разбирать папку «Входящая почта». Сначала вам надо узнать себя, понять, что же вы можете делать со страстью, а затем делать это. «Не старайтесь сделать лучше, старайтесь сделать по-другому», — вот совет, который дают почти хором многие успешные бизнесмены и авторитетные исследователи. Тогда человек значительно повышает свои шансы преуспеть и в материальном, и, что самое главное, в ином, более глубоком смысле слова «успех». Например, в таком, который формулирует Робин Шарма: «Успех — это умение придерживаться тех ценностей, которые раскрывают в тебе лучшее независимо от давления со стороны общества. Успех — это возможность жить, создавая то, что есть самое важное для тебя, а не то, что самое важное для кого-то еще».

Да, а что же мой знакомый? «Как его здоровье, как его семья, его друзья?» — спросят читатели. Мне почему-то кажется, что большинство из них могут самостоятельно ответить на эти вопросы, потому что сами находятся в подобном положении. Если вы берете взаймы у того, что для вас является по-настоящему ценным в жизни ради достижения материального успеха, то это оправдано при условии, что срок кредита разумно конечен и ставка по нему не сильно завышена. В противном случае вы можете обнаружить, что заняли слишком много или что вообще этот кредит отдавать уже некому.
604 просмотра
0
0

Возможно ли спланировать свое время так, чтобы не потерять себя?

2007-12-26T00:00:00+0500
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87
Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях