Природу Лапландии проще всего почувствовать, путешествуя по ней на снегоходе. Это самый доходчивый способ. Безмолвное, восхитительно красивое заснеженное редколесье с нечастыми всплесками компактных оленьих тусовок — вот, что такое Лапландия на самом деле. Но северная страна открылась нам с изнаночной стороны лишь в последний день путешествия. Именно тогда нас пересадили с кроссоверов, обутых в новейшую Nokian Hakkapeliitta 8 SUV на куда более подходящие этой стране снегоходы. А до этого было несколько дней упорного труда в попытках найти какие-то существенные различия между «просто восьмеркой» и «восьмеркой» с приставкой SUV…
Вообще, Nokian Tyres нынче отмечает восьмидесятилетний юбилей своего прорыва. Именно 80 лет назад финны придумали первую зимнюю шину в истории мирового шинпрома. Восемь десятков лет назад, вы только вдумайтесь! Все вещи, воспринимаемые нынче нами, как нечто совершенно обыденное, когда-то имели свое начало, и зимние покрышки — не исключение. Мы, кстати, видели это колесо, созданное в 1934 году. Жуткое зрелище, доложу я вам… Но речь не об этом. Восьмидесятилетие финской компании пришлось встречать с тем, что есть — то есть, с кроссоверным вариантом «восьмой хакки». Конечно, логичнее было бы оставить на такую круглую дату премьеру самой «восьмерки», но ее уже показали и вовсю продают. Так что шинники вынуждены были тем, что их прихотливый гений соорудил к нынешнему моменту. А натворил он много чего, включая технологию, обещающую реальный прорыв в производстве зимних покрышек.
Чем отличается кроссовер от легкового седана? Мощным двигателем? Полным приводом? Высоким клиренсом? Верно. Но для шинников куда большее значение имеет вес. Вместе с весом автомобиля растет и нагрузка на покрышки, причем как статическая, так и динамическая. Проще говоря, кроссоверная шина должна иметь больший индекс нагрузки и еще тщательнее цепляться за покрытие, ибо увеличенную массу сложнее и разогнать, и остановить. Таким образом, направление, в котором работали создатели кроссоверной «восьмой хакки», в целом понятно. Но, по дороге к стратегической цели специалисты Nokian Tyres решили множество тактических задач, причем порой — самыми неожиданными способами.
Технический консультант Nokian Tyres Матти Морри демонстрирует ошиповку новой Hakkapeliitta. Светодиодами отмечены шипы, которые восьмая «хакка» унаследовала у предшественницы. Хорошо видно, насколько богаче ошиповано новое колесо…
Кроссоверам приходится бывать там, где про асфальт только слышали краем уха, куда чаще, чем обычным легковушкам. Соответственно, шина имеет более высокий шанс повстречаться с некоей колдобиной, величина которой, помноженная на скорость автомобиля, окажется несовместимой с жизнью покрышки. Матти Морри, технический консультант Nokian Tyres, описывая превратности судьбы кроссоверных шин, был весьма убедителен, подкрепляя свои слова демонстрацией видеороликов с полигона Nokian в городе Нокиа. Шинники, похоже, привели в негодность немало колес, сознательно «убив» их об угловатые искусственные препятствия, прежде, чем нашли способ повысить жесткость боковины Hakkapeliitta 8 SUV.
BMW X3, обутый в новые колеса, разгоняется перед «лосиным тестом». Несмотря на повышенное сцепление шины со льдом, разгона «в пол», как на асфальте, конечно, не получилось. Но ход кроссовер набирает достаточно уверенно
Решение отыскалось, скажем так, у соседей. В поисках легкого и жесткого материала инженеры набрели на полимер по имени арамид, применяющийся в военной и космической отраслях. С его участием, например, изготавливаются некоторые детали бронежилетов. Насытив резиновую смесь, из которой изготавливаются боковины шины, арамидными волокнами, финны получили нужный результат — теперь колесо способно выдерживать более серьезные ударные нагрузки. Можно было бы опасаться, что выиграв в одном, водитель гипотетического кроссовера проиграет в другом: больше жесткости — меньше комфорта. На деле оказалось, что это не совсем так. Возможности проверить новое колесо на стойкость к пробоям у нас не было, за дорогами в Лапландии следят очень внимательно. А вот оценить комфортность Hakkapeliitta 8 SUV получилось в ходе традиционного для подобных оценочных поездок «конвойного» теста.
Достаточно «затычную» змейку можно было от начала и до конца проехать боком, перекладывая кроссовер из одного заноса в другой
Обычно поездка подобного рода — занятие откровенно скучное. Колонна движется по строго определенному маршруту со строго определенной скоростью, в точности повторяя все движения ведущей машины. Однако даже в таком режиме блуждать по проселкам Лапландии оказалось увлекательно. Во-первых, здесь жутко красиво в это время года. Во-вторых, стоит только действительно отвлечься на проплывающие за окном пейзажи — и прощай, узкая снежная колея. Здравствуйте, трос и лопата. Мне, правда, посчастливилось избежать подобных приключений, но несколько раз я ловил себя на мысли, что вернуться в родную колею позволяют только тяга дизельного двигателя и те самые жесткие боковины, которыми Nokian Hakkapeliitta 8 SUV режет снег, словно нагретый финский нож — сливочное масло.
Основные отличия Hakkapeliitta 8 SUV от ее легкового варианта — арамидные волокна в боковине, два типа трехмерных ламелей, тормозные усилители на задних частях шашек протектора и так называемая «Зона жесткости»
Что до комфорта, то оригинальное решение скандинавских выдумщиков определенно не превратило новую шину в колесо от телеги — кроссовер, обутый в «восьмую хакку», не стремится транслировать профиль дороги на позвоночник водителя. Активно боролись в Nokian и с шумом, который традиционно производит шипованное колесо на голом асфальте, но полностью избавиться от него не удалось. Впрочем, странно было бы ожидать от «зубастой» покрышки полной тишины, тем более, что на умеренных скоростях собственная шумоизоляция BMW X3 или Audi Q5 борется с паразитными звуковыми волнами вполне успешно. Звук, который издает колесо, соприкасаясь с покрытием, прорывается в салон кроссовера лишь на хорошо очищенной трассе, когда стрелка спидометра уже начинает намекать на возможные вопросы со стороны финской дорожной полиции. Да и то — шум этот воспринимается не как искажение акустической картины мира, а как дополнение ее. Уж очень благородно и породисто звучит.
В ходе конвойного теста любоваться красивейшей природой было некогда. Неосторожный шаг влево или вправо легко мог привести к необходимости спасать автомобиль из снежного плена
Естественно, не обошлось без традиционных ледовых забав, которые в Nokian умеют организовывать очень хорошо. Благо, гладкого льда в озерной Лапландии — огромное количество. С помощью незамысловатых тестов, имитирующих самые различные дорожные ситуации, создатели новой шины предлагали оценить управляемость, четкость реакций и способность к разгону и торможению.
За сцепление колеса со льдом отвечают, в первую очередь, шипы оригинальной конструкции Nokian. В «восьмой хакке» их, по словам разработчиков, существенно больше, чем в шинах любимых конкурентов, да и расположены они особым образом. Место посадки каждого металлического «зуба» с помощью цифровых технологий рассчитано таким образом, чтобы ни один шип не мешал другому работать.
В тестовой программе участвовали кроссоверы, наиболее подходящие новой шине, с точки зрения Nokian, по статусу — BMW X3 и Audi Q5. Совершенно разные по характеру автомобили объединяло только одно. Их «обувка»…
Принцип посадки шипов EcoStud кроссоверная шина унаследовала от своей легковой прародительницы: под каждым шипом расположена подушечка из более мягкой резины, смягчающая удар, который металл получает при контакте с асфальтом. В первую очередь финны заботились о том самом акустическом комфорте, но и ценимый скандинавами асфальт шина, ошипованная таким образом, повреждает гораздо меньше.
Рисунок протектора Hakkapeliitta 8 SUV в целом тоже похож на легковой, но получил целый ряд дополнений, связанных все с той же возросшей массой автомобиля, который предполагается обувать в новые шины. И изменения эти направлены в первую очередь на повышение стабильности колеса на любом типе покрытия — от льда до мокрого асфальта. Но все же сами финны делают упор именно на лед и снег. Сравнивая новинку с ее предшественницей, Матти Морри показывал диаграммы, демонстрирующие вектор развития зимней кроссоверной шины. И он отчетливо смещен в сторону большей устойчивости на покрытиях, характерных для зимней Северной Европы. Ну, и России, конечно же.
В Лапландии удивительно чистый асфальт. Его не посыпают солью, как порой в России — берегут оленей, которые бродят по финским лесам на вольном выпасе. Естественно, когда олень обнаруживает на дороге соль, убедить его уйти с проезжей части практически невозможно, и это регулярно приводило к ДТП
Итак, о дополнениях. Фанатично преданные идее направленного рисунка финны и тут себе не изменили, но дополнили его, например, тормозными усилителями на задних кромках шашек протектора. Они должны вцепляться в снег и лед при торможении, несколько сокращая тормозной путь. Протектор получил сразу два типа трехмерных ламелей, которые под нагрузкой, например, в повороте, фиксируют блоки шашек протектора между собой. Этим обеспечивается улучшенная управляемость и более четкие реакции на руль.
Наконец, еще одно нововведение по имени stiffness zone — «зона жесткости» — ориентировано на сухой асфальт. Плечевые зоны протектора специальным образом усилены, чтобы облегчить шине и водителю жизнь в условиях отсутствия снега.
«Увеличенное количество шипов, доработанный протектор и арамидные волокна в боковинах — это, значит, раз…»
Пытаясь ощутить это на практике, мы вдоволь наездились и по снегу, и по льду, полируя новыми шинами замерзшую гладь озера Пасасиярви. Естественно, ездили не просто так, а выполняя задания инструкторов. Впрочем, фигурного вождения от нас никто не требовал — часто ли возникает в нем надобность на дороге общего пользования? А вот ситуации, в которых требуется объехать неожиданно возникшее препятствие, не так уж и редки. Классический «лосиный тест» нам предлагалось проходить на торможении с 65 км/ч. В этих условиях проблем с объездом ярко-красных конусов не возникало, и это обстоятельство не могло не спровоцировать желания увеличить скорость. После нескольких экспериментов мы выяснили, что и на 80 км/ч шина позволяет уйти от столкновения, но вот после маневра автомобиль придется усиленно отлавливать, выводя из бокового скольжения. Впрочем, это сделать тоже достаточно легко.
Одной новинкой для кроссоверов дело не ограничилось. Показали финны и более доступное, но тоже совершенно новое колесо под названием Nokian Nordman 5 SUV — оно должно занять позицию на ступень ниже «хакки». В основу «Нордмана» легла пятая Hakkapeliitta, но и тут не обошлось без доработок: создатели шины оптимизировали состав резиновой смеси и применили четырехгранный шип.
Нашлось на Nordman 5 SUV и место некоторым решениям, придуманным для легковой Hakkapeliitta последних поколений — например, полированным изнутри боковым канавкам. Благодаря гладкой внутренней поверхности протектор шины быстрее очищается от снежной кашицы.
Конечно, гражданская шина, предназначенная для широчайшего диапазона покрытий и температур, не обеспечит на голом льду того же зацепа, как летние покрышки на асфальте. Конечно, Hakkapeliitta 8 SUV скользит. Но порог перехода из устойчивого движения по траектории к боковому скольжению, во-первых, несколько сдвинут в сторону увеличенных боковых перегрузок, а во-вторых, сам переход происходит ожидаемо и прогнозируемо. Во всяком случае, у меня ни разу не возникло сложностей с определением момента, когда именно тестовый BMW X3 начнет смещаться наружу поворота, спрямляя траекторию. А Audi Q5, которым предлагалось объезжать конусы незамысловатой змейки, вообще позволял обходиться с собой максимально вольно. При желании все змеистое кольцо можно было проехать боком: рулится кроссовер, обутый в «восьмую хакку», уверенно и элегантно.
Одно из развлечений, придуманных организаторами — «боевой» VW Polo, обутый в легковую Hakkapeliitta 8. Ма-аленький нюанс: его шины утыканы тренировочным полуторамиллиметровым шипом, и Polo цепляется за лед, почти как за асфальт
Как ведет себя шина, чье сцепление со льдом серьезно повышено в ущерб прочим характеристикам, нам продемонстрировали с помощью легковой версии Hakkapeliitta 8, утыканной тренировочными шипами. Они торчат из резины на 1,5 мм. «Боевой» VW Polo с каркасом и раллийной подвеской, обутый в такие шипастые «тапки», выделывал на ледовом треке самые сумасшедшие кренделя, на которые только мог решиться его водитель. Но это все же спортивный вариант резины. А на что способна штатная, нам убедительно доказал болид Nokian, специально построенный на базе Audi RS6 для установки мирового рекорда.
Я честно пытался поймать в кадр этого монстра в точке, где начинается процедура торможения. Но тысячесильная Audi RS6 пролетала мимо настолько быстро, что раз за разом я успевал зацепить только ее хвост. На этом фото седан, думается, уже оттормозился примерно до 220-240 км/ч
Да, мы снова прикоснулись к рекорду. Прошлой зимой финны замахнулись на самую высокую в мире скорость при движении по льду. И с помощью самой обычной дорожной резины разогнали тысячесильный суперседан до безумных 335,7 км/ч. Российские журналисты, конечно, известны своей оторванностью, но рисковать чужими жизнями в Nokian не собирались. А вот дать пригубить пьянящего коктейля льда и скорости — почему бы и нет. В том заезде, в котором участвовал я, болид смог разогнаться до 282 км/ч на дистанции в три километра. Поверьте, ощущения захватывающие, и, как оказалось, вести автомобиль по льду на такой дикой скорости — занятие далеко не из самых простых.
Как титуловать этот Porsche Cayenne, я даже и не знаю. На его колесных дисках — концептуальные шины, которые мы увидели первыми в мире
Но и на этом сюрпризы от Nokian не закончились. Утверждая свой статус одного из лидеров в зимних шинных технологиях, финны замахнулись на глобальное — напрочь ликвидировать все споры между поклонниками шипованных и фрикционных покрышек. Под большим секретом нам показали то, чего не видел до нас никто, кроме участников разработки — концептуальную шину, умеющую «втягивать когти».
Эта покрышка способна прекратить вечные споры между поклонниками шипов и «липучки». Но только в том случае, если доберется до массового производства
Один из тестовых павильонов испытательного центра Nokian Tyres в Ивало представляет собой длинный ангар с покрытым чистейшим льдом полом. Именно по этому льду катался туда-сюда Porsche Cayenne, обутый в шины-прототипы, демонстрируя то поведение, характерное для «липучки», то вгрызаясь в лед настоящими шипами. Позже нам разъяснили, что сердечник каждого шипа может втягиваться в оболочку, которая в свою очередь утоплена в резиновую смесь, по команде водителя. Однако как именно это реализовано, осталось тайной. Создатели уникальной шины заметили, что хотели просто осуществить пришедшую на ум идею, и пока даже не знают, появятся ли такие покрышки в массовой продаже.
А вот Nokian Hakkapeliitta 8 SUV вскоре поступит в продажу. У финнов заготовлено 47 типоразмеров в диапазоне от 16 до 21 дюйма по цене примерно от 12 000 рублей за одно колесо.
Фото: © Дмитрий Елизаров
Редакция благодарит компанию Nokian Tyres и лично Анну Горохову и Карину Соколову за увлекательную поездку и бесценный опыт
Интересна стоимость необычных покрышек)
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов