Судя по всему, автопроизводители намерены вообще избавить водителя от необходимости управлять автомобилем. Во всяком случае, именно на такие мысли наводит нарастающая активность вокруг разработки так называемых «систем автономного управления». Их созданием сейчас не занимается только ленивый. Получается, что уже через пару лет, отправляясь с работы домой сквозь вечерние пробки, можно будет полностью довериться электронным мозгам и спокойно читать книжку, сидя на заднем диване? Как бы не так.
Проблема первая, технологическая.
Создать полноценный и адекватный автопилот для автомобиля — очень сложно, и опыт авиации, где подобные системы используются давным-давно, не пригодится. В небе почти не встречаются идущие поперечным курсом коллеги, а про пешеходов и бродячих животных вообще не слышали. Главное, чему хотят научить автомобиль инженеры-электронщики — это умение оценивать окружающую остановку на предмет неожиданных опасностей. И дело даже не только в этом. Мало зафиксировать опасность, надо еще и уметь оперативно принять решение.
Электронные мозги устроены таким образом, что готовы считать источником подозрительной активности буквально все вокруг. Они оценивают окружающий мир совсем не так, как мы с вами, и машинная логика сильно отличается от человеческой. Соответственно, первоочередная задача, которая сейчас стоит перед производителями — научить автомобили собирать информацию, анализировать ее и делать выводы, исключив из процесса человека с его инициативностью и спонтанными порывами.
Смотреть на окружающий мир автомобили уже умеют, располагая разнообразными датчиками, сенсорами, радарами и камерами. Умеют оценивать скорость движения попутных автомобилей, а некоторые особо умные модели даже отличают пешеходов от животных. Некоторые технологии, которые должны стать кирпичиками в современнейшем здании автономного управления, доступны даже на относительно бюджетных моделях — тот же автоматический парковщик, которым при желании можно оснастить даже Ford Focus. Ассистенты, которые устанавливаются на автомобили премиум-сегмента, умеют куда больше. Например, самостоятельно соблюдать дистанцию до впередиидущего автомобиля, следить за соблюдением рядности и предупреждать водителя при опасном смещении из полосы в сторону разметки или к обочине… Mercedes-Benz S-класса может даже оценивать состояние покрытия перед движущимся автомобилем и заранее готовить подвеску к дорожным сюрпризам. Но увязать все системы в единый комплекс на серийной модели и полностью передоверить управление электронике не решился пока никто.
Тем не менее, производители полны оптимизма. Целый ряд масштабных проектов по исследованию возможностей автопилотов реализуется сейчас как в Европе, так и в Японии. К примеру, Volvo каким-то образом смогли убедить власти Гетеборга в потенциале систем автономного управления, и те позволили шведским инженерам испытывать свои прототипы прямо на улицах города, приспосабливая электронику к реальным условиям плотного трафика. Вообще, стратегический план Volvo состоит в том, чтобы к 2020 году полностью лишить владельцев автомобилей скандинавской марки шанса попасть в аварию.
Дороги общего пользования для тестирования своих автопилотов используют BMW, Lexus и многие другие производители. А это означает, что разработка автономных систем управления если и не вышла на финишную прямую, то как минимум проходит последние повороты трассы перед финишем.
Проблема вторая, финансовая
Даже сейчас те электронные ассистенты, которые массово устанавливаются на серийные модели, заметно увеличивают их цену либо доступны только в топовых комплектациях. Оно и понятно — электронные «мозги» стоят дорого, особенно если они достаточно умны. То же самое будет и с автопилотом. Максимально оперативно довести такие системы до стадии серийного производства обещают в первую очередь премиальные бренды, а в благотворительности ни BMW, ни Mercedes-Benz как-то замечены не были.
Прототипы BMW с интегрированной автономной системой управления уже могут демонстрировать захватывающие трюки
Понятно, что первыми автомобилями, которые получат реально работающие системы, станут флагманские модели. В BMW, правда, пока конкретикой не делятся, но вот компания из Штутгарта откровенно заявила, что их S-класс может получить автопилот уже через пару лет. К тому же времени должно появиться новое поколение флагмана Audi, которое, естественно, тоже сможет передвигаться самостоятельно. С другой стороны, когда-то и банальная ABS считалась редкостью, а сейчас автомобиль без такой системы, сколь угодно бюджетный, уже воспринимается, как нечто архаичное.
Кроме того, разработкой автопилотов занимаются и компании, которые премиальными не назовешь даже в страшном сне. Например, концерн Renault-Nissan или марка Ford. Их прогнозы не так радужны, но все сходятся на мысли, что в 2020 году система автономного управления станет обыденностью. Во всяком случае, для тех, кто сможет за нее заплатить.
Те же инженеры Nissan занимаются проектированием «электронного водителя» в содружестве со специалистами одного из британских университетов, и одно из направлений их работы — как раз снижение стоимости системы для конечного потребителя. По предварительным прикидкам, через десять лет европейцы будут доплачивать за машину, умеющую передвигаться самостоятельно, всего порядка ста евро.
Интересно, что это направление развития высоких автомобильных технологий признали перспективным такие опосредованно связанные с автоиндустрией компании, как Continental и Google. Шинный концерн и интернет-гигант тоже уже ввязались в этот бой, но реализовывать свои наработки планируют все же в непосредственной связке с автомобильными компаниями.
Проблема третья, юридическая
Весь оптимизм разработчиков может разбиться о юридические камни. Органы государственной власти, которым по долгу службы приходится контролировать безопасность дорожного движения, вовсе не в восторге от перспективы появления на дорогах машин с электронными водителями. Во-первых, это вполне естественное недоверие к принципиально новым технологиям, на взгляд непосвященного обывателя чем-то напоминающим магию. Во-вторых, чиновники многих стран озабочены сейчас вполне реальной проблемой, которая называется «юридический статус автомобиля с автопилотом».
Проще говоря, проблема эта заключается лишь в поиске официального крайнего. Любая электроника подвержена сбоям, и безоглядно доверившийся автопилоту водитель может поневоле оказаться участником серьезной аварии. И кому в этом случае предлагать претензии, штрафы и «не желаете ли компенсировать убытки?» Электронике, производителю или водителю, который, в общем-то, в процессе управления не участвовал? Именно над этой проблемой и бьются сейчас законодатели. Авторитетный американский орган, Национальная администрация безопасности дорожного движения, уже выступила с рекомендацией временно запретить использование на дорогах США автомобилей с системами автономного управления, ибо в их безопасности пока нет никакой уверенности.
С другой стороны, испытания-то на дорогах общего пользования в некоторых странах уже разрешены. Так что к некоему компромиссу производители и те, кто их разработки контролирует, придут обязательно. И через несколько лет можно будет вернуться из пятничного бара домой на своей же собственной машине. Правда, что в таком случае делать с пресловутым «удовольствием от вождения»?
Эти технологии от Ford, которые уже готовы появиться на серийных автомобилях, станут частью комплекса автономного управления, который компания обещает внедрить к 2020 году
Фото: © фирмы-производители
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов