Что же такое кроссовер? Понятие это появилось ровнехонько на стыке классов. Покупатели однажды осознали, что не хотят отказываться от целого ряда преимуществ классического внедорожника, но и расставаться с достоинствами легкового автомобиля тоже не желают. В итоге получилось нечто высокое, вместительное и относительно хорошо управляемое. Гибрид так понравился миру, что производитель, в чьей модельной гамме до сих пор нет хоть какого-нибудь кроссовера, вынужден маяться комплексом неполноценности. В самом деле, кому понравится, когда покупатели стройными рядами шагают мимо?
Строго говоря, хот-хэтч (или, допустим, «хот-седан») — это тот же гибрид, правда, ориентированный на куда более узкую аудиторию. Гибрид обычного легкового автомобиля и спорткара, взявший понемногу отовсюду. Практичность, густо замешанная на чистом водительском счастье. И глупо было бы ожидать, что производители, не раз уже сказавшие и «А», и «Б», не сделают следующего шага. Идея-то лежит на самом виду.
Так что же такое Audi RS Q3, небольшой кроссовер с сумасшедшим пятицилиндровым турбомотором? Гибрид гибридов? Мичуринский эксперимент по выведению новой формы жизни, слабо приспособленной к суровой окружающей действительности? Нет и нет.
Audi RS Q3 не собирается играть в таинственность. Он весь на поверхности, и его суть мы уже описали абзацем выше. Это просто компактный кроссовер с очень мощным, очень эмоциональным мотором, снабженный целым рядом полагающихся по законам жанра атрибутов. И не надо искать в нем какое-то таинственное «второе дно», потому что его просто нет. Зато есть много чего другого. Того, что, собственно, и оправдывает появление в имени кроссовера магических литер RS — по крайней мере, по мнению его создателей.
Как легко догадаться, «это все» по большей части позаимствовано у хэтчбека Audi RS 3, до появления Mercedes-Benz A45 AMG всерьез претендовавшего на звание быстрейшего хот-хэтча в мире. В процессе инсталляции в более высокий кузов высокотехнологичные железяки, конечно, претерпели некоторые изменения — например, 2,5-литровый турбомотор на кроссовере развивает не 340, а 310 лошадиных сил, а электронный «мозг» управления полноприводной трансмиссией получил новую программу. Естественно, не обошлось и без доработки подвески, которая стала заметно более жесткой. А вот дорожный просвет по сравнению со стандартным Q3 уменьшился не слишком заметно — всего на 25 мм. И это обстоятельство вполне можно считать одним из ключевых.
Опознать полноправного члена семейства RS в этом небольшом кроссовере очень легко, и не только благодаря многозначительным шильдикам и огромным колесным дискам, сквозь которые легко разглядеть впечатляющие тормозные диски. Q3 в процессе перерождения в спорткар обзавелся внушительным бампером с злобными жвалами воздухозаборников, задним диффузором, некоторым количеством дополнительного хрома на кузове… Чего у дизайнеров Audi не отнять, так это умения буквально несколькими лаконичными штрихами подчеркнуть необычную суть конкретной модели. Кроссовер не бросается в глаза, но понимающие взгляды привлекает всерьез и надолго.
В интерьере RS Q3 откровенно спортивных акцентов тоже немного, но размещены они на ключевых местах: руль, кресла и накладки на педали. Конечно, салон кроссовера отделан «гоночным» рифленым алюминием и изобилует соответствующими шильдиками. Тем не менее, это, по большому счету, интерьер стандартного Q3 со своими достоинствами и недостатками, а срезанный снизу по хорде руль и развитая боковая поддержка жестких передних сидений — лишь дань традиции, рецептуре создания «зажигалок». Обозначают необходимый антураж — и хорошо. В любом случае, «наматываться» в шпильке куда приятнее на привычный круглый руль.
Главное в этом гибриде кроссовера и хот-хэтча — то, что, собственно, и оправдывает появление многочисленных щильдиков RS, то есть мотор, трансмиссия и подвеска. И, конечно, тормоза. О, это особая черта! Гигантские тормозные механизмы RS Q3 с восьмипоршневыми суппортами еле помещаются в 20-дюймовых колесах, а их диски имеют забавную волнистую, вовсе не дискообразную форму. Говорят, что это изящное решение позволило несколько снизить неподрессоренные массы, а на эффективности торможения никак не сказывается. Бог его знает, как бы замедлялась «эрэска» с обычными круглыми тормозными дисками, но и с такими хитрыми механизмами управлять торможением одно удовольствие. Усилие на педали можно рассчитывать практически прецизионно, динамика замедления — великолепная… По слухам, тормоза еще и не склонны к перегреву при интенсивном использовании, но у нас, понятно, не было шанса это проверить.
Зато в полной мере удалось ощутить, что способен сделать с человеческими внутренностями грамотно настроенный пятицилиндровый турбомотор. Пять с половиной секунд до «сотни» на кроссовере, который выглядит, почти как гражданский автомобиль… Это всего лишь цифры на экране. На деле же педаль газа Audi RS Q3 — как волшебная кнопка, по нажатию которой за твоей спиной появляется кто-то большой и добрый, с мягкими и сильными лапами. Бережный толчок — и стрелка спидометра отправилась в очередное путешествие к противоположному концу шкалы…
Разгон Audi RS Q3, конечно, впечатляет. Но, скорее, визуально: куда интереснее следить за эволюциями стрелок на приборной панели, чем прислушиваться к собственным ощущениям. Уж слишком характер двигателя ровен и сдержан. Выпуливая кроссовер за облака, превращая действительность за окном в размазанные цветные полосы, мотор словно бы выполняет прискучившую работу. Этакий «день сурка» для одного отдельно взятого пятицилиндровика. Такое поведение тем более странно, что тот же самый двигатель в версии для хэтча RS 3 ведет себя куда эмоциональнее.
То же самое можно сказать и о настройках рулевого управления. Инженеры Audi всем сердцем стремились к некоему идеалу, усиленно стараясь компенсировать проблемы, связанные с высотой кузова кроссовера. И у них получилось: любой поворот RS Q3 одолеет безо всяких скидок на происхождение. Холодноватый, чуть отстраненный руль, тем не менее, потрясающе информативен, и управлять кроссовером можно чуть ли не вслепую, буквально кончиками нервов на подушечках пальцев. Объем информации, которую поставляет кроссовер водителю, чуть ли не всеобъемлющ. Но, как известно, лучшее — враг хорошего. На мой взгляд, у немецких инженеров получилось построить исключительно надежный в управлении, замечательно цепкий и поворотливый автомобиль, которому сильно мешает как раз то, что он — практически идеален. Для полноценного, разухабистого драйва Audi RS Q3 слишком хорош. Слишком предсказуем и нейтрален.
Что до подвески, то, как ни старались в Audi «жестить», настройщики, похоже, не смогли забыть о роли рядового Q3 в этом мире. Почти самый быстрый кроссовер из Ингольштадта заметно жестче своего стандартного собрата, но эта жесткость — отнюдь не зубодробительна. Audi RS Q3 хоть и не кланяется кузовом каждому повороту, на ухабах не стремится сделать желе из внутренностей своих пассажиров, упруго расправляясь с большинством встречных неровностей. Для автомобиля на каждый день это огромный плюс. Для спорткара с шильдиком RS… Делайте со мной что хотите, но я ожидал несколько иного.
Литерами RS в Audi обозначают настоящие произведения спортивного искусства, автомобили не для всех, по-настоящему быстрые и яростные. Само собой, с учетом немецкого орднунга. Но любая полноценная «эрэска» может изорвать окружающий мир в клочья одним взрыком на перегазовке. А Audi RS Q3… Это отличный кроссовер. Замечательно динамичный, отлично управляемый и в меру комфортный. Но не надо пытаться беседовать с ним на языке, алфавит которого состоит только из двух букв — R и S. Это не генератор адреналина, это автомобиль для повседневного диалога. Он способен ускорить жизненный ритм в несколько раз, сделать повседневность ярче и интереснее, но принципиально ее не изменит.
Вопрос цены
Audi RS Q3 предлагается в нашей стране в единственной комплектации с 2,5-литровым 310-сильным мотором и 7-ступенчатой роботизированной КПП S tronic. Стоит такой кроссовер 2 430 000 рублей.
В стандартную комплектацию уже включены целый набор водительских ассистентов, система Audi Drive Select, позволяющая адаптировать некоторые параметры под манеру вождения, климат-контроль, аудиосистема, электрорегулировки всего на свете, ксеноновая оптика, кожаный интерьер со спортивными сиденьями, 20-дюймовые колесные диски и многое другое.
Вопрос выбора
На момент появления конкурентов у Audi RS Q3, по большому счету, и не было. Но идею, которая лежала на поверхности, с течением времени подхватили не только в Ингольштадте. Можно посмотреть, к примеру, на Mercedes-Benz GLA 45 AMG за 2 350 000 минимальных рублей в «Особой серии». Этот кроссовер куда менее похож на кроссовер, чем Audi RS Q3 — он заметно ниже и напоминает слегка приподнятый хэтчбек. Но при этом выходец из AMG оснащается более мощным 360-сильным турбомотором, который в силу меньшего рабочего объема несколько проигрывает агрегату от Audi в количестве тяги на низах.
Или, скажем, появившийся совсем недавно Porsche Macan. Этот представитель жанра «хот-кросс» куда крупнее Audi RS Q3, хоть и считается самым компактным кроссовером от Porsche. В самой доступной версии S трехлитровый V6 «Макана» развивает вполне сопоставимые 340 л.с., и с учетом большего веса кроссовера его динамика также сравнима со способностями Audi RS Q3. Минимальная цена — 2 550 000 рублей.
За 1 237 000 рублей можно стать обладателем самого, пожалуй, доступного «хот-кросса» в стране — Nissan Juke в версии от подразделения Nismo. 200 лошадиных сил и вариатор звучат не очень спортивно, да и просторным «Джук» не назовешь, но, с другой стороны, он эффектно выглядит, весело едет и относительно недорог.
Редакция благодарит официального дилера марки Audi автоцентр «Ауди Центр Екатеринбург» за ценный опыт и уникальные впечатления
Фото: © Дмитрий Елизаров
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов