Метановая атмосфера

Пробуем покормить двигатель природным газом
Метановая атмосфера

Вы считаете альтернативное топливо экзотикой, которую воспринимают всерьез только в Япониях и Америках? Вы уверены, что повсеместная борьба за экологию у россиян вызывает лишь скептическую улыбку? На самом деле превратить в битопливный можно практически любой автомобиль, и те, кто этим занимается, обещают тем, кто решился на имплантацию, сплошные плюсы. Установщики газобаллонного оборудования попытались на деле доказать журналистам, что природный газ в качестве моторного топлива — это благо и для автомобиля, и для его владельца, и для нашей с вами окружающей среды, в конце концов.

Строго говоря, в переводе автомобиля на газ ничего нового нет. Однако на Урале традиционно принято заменять бензин так называемым пропан-бутаном — внедрение этой системы питания для двигателя обходится владельцу машины существенно дешевле, чем когда речь идет о метане, или природном газе. Но установщики утверждают, что в конечном итоге выигрыш от использования метана в качестве природного топлива окажется ощутимей, и первым его почувствует кошелек владельца.

Однако сначала несколько слов о самом природном газе. Если рассматривать его именно, как пищу для автомобильного двигателя, то первое, о чем стоит вспомнить, это октановое число метана. Оно вплотную приближается к 120. Кроме того, у метана удивительно высокая способность к горению. По словам специалистов, если бензино-воздушная смесь сгорает в двигателе примерно на 80%, то метан — на 98%. Таким образом, уменьшается нагрузка на сам силовой агрегат и на ряд других компонентов, наподобие катализаторов, двигатель работает мягче и меньше изнашивается.

На специально организованном мероприятии специалисты по установке газового оборудования показывали и профессиональные дрифтовые болиды. К примеру, Nissan Skyline известного екатеринбургского дрифтера Романа Фокина развивает на метане 450 л.с.

Впрочем, эти достоинства газомоторного топлива общеизвестны, как известны и минусы. Огромные баллоны, постоянный запах в салоне, потеря ходовых характеристик — и все это ради некоей призрачной экономии. Пустив журналистов за руль нескольких автомобилей с установленным ГБО, организаторы «газового тест-драйва» решили дать сообществу своими носами и руками проверить, насколько эти стереотипы соответствуют истине в том случае, когда речь идет о метане.

В салоне обычной Honda CR-V с 2,4-литровым мотором наличие альтернативной топливной системы выдает лишь неприметная кнопка-индикатор, которая позволяет переключать двигатель с одной пищи на другую прямо на ходу. Переключение происходит практически незаметно для водителя. Но, попытавшись сымитировать традиционный трассовый обгон, то есть ускориться с 80 до 120 км/ч и в том, и в другом режиме некоторый недостаток «метановой тяги» мы все же ощутили. Как утверждают установщики, это было сделано осознанно: в этом конкретном случае настройки блока управления газотопливной системы таковы, что поддерживают режим максимальной экономии. Подача газа в двигатель ограничена электроникой, поэтому, переходя на метан, эта CR-V ускоряется несколько заторможенно.

Огромный Land Cruiser 200, ползая по бездорожью, проявляет удивительное равнодушие к тому, каким топливом кормит его водитель. Бензин, метан - все едино

Вторым автомобилем с ГБО, присутствовавшим на тесте, оказалась Toyota Land Cruiser 200, которую предполагалось испытывать на условном бездорожье. Прямо противоположная ситуация: задействованы все вспомогательные системы, включая понижающий ряд в коробке передач, и скорость не превышает 10 км/ч. Пытаемся сымитировать ситуацию, когда застрявший водитель пытается получить от восьмицилиндрового двигателя максимальную тягу на низких оборотах. В этом случае особых провалов по ходовым характеристикам отмечено не было. Думается, если бы у сопровождающего инструктора был собственный доступ к переключателю, и он переводил бы двигатель с бензина на газ случайным образом, водитель бы этого просто не заметил.

Так выглядит пульт управления метановой топливной системой. Кнопка переключения выполняет и функции индикатора запаса газа в баллоне

В целом, использование метана заметного влияния на ходовые характеристики автомобиля не оказывает. А вот на бюджет владельца — да. Во-первых, сама установка альтернативной топливной системы — дело недешевое, и со всеми необходимыми компонентами обойдется примерно в 60 000 рублей, если говорить о четырехцилиндровом двигателе. Во-вторых, решившему перевести автомобиль на метан придется встать перед сложным выбором, от чего практичнее отказаться — от запасного колеса или половины багажного пространства, потому что газ нужно где-то хранить. В Екатеринбурге легко можно стать владельцем и очень современного легкого баллона из композитных материалов с алюминиевым каркасом, но такие баллоны изрядно дороги, и, как ни крути, размещать их все же где-то надо.

Каким бы компактным и современным ни был баллон, часть свободного места в багажнике он все же занимает. Альтернатива - использование ниши под запасное колесо, но тогда придется отказаться от запаски

В-третьих, не выглядит целесообразным перевод на газ нового автомобиля, так как это означает автоматическое прощание с заводской гарантией. Впрочем, и в этом случае выбор за самим владельцем. Не исключено, что экономия на разнице между стоимостью бензина и метана покажется кому-то более привлекательной, чем абстрактная возможность исправить некие заводские недоделки за счет дилера.

Заправлять баллон метаном приходится через клапан, установленный под капотом. Автомобили, снабженные битопливной системой на заводском конвейере, располагают клапаном в привычном месте - под лючком бензобака

А экономия обещает быть весьма заметной. Цена метана, правда, растет вместе с ценой бензина, но внушительный разрыв между ними все равно сохраняется: кубометр природного газа стоит примерно в три раза меньше, чем литр привычного топлива. Кроме того, как говорят специалисты, в силу чисто физических достоинств метана двигатель способен удовлетвориться несколько меньшим его количеством в сравнении с бензином. Таким образом, наличие на борту метанового ГБО приводит к двойной экономии — на цене топлива и на его количестве.
Проще говоря, если при среднегодовом пробеге в 30 000 км и расходе в 15 л бензина на «сотню» автомобиль за год «съест» около 140 000 рублей, то в случае с метаном затраты будут колебаться в диапазоне от 40 до 50 тысяч рублей. По расчетам самих установщиков, вложения в альтернативную топливную систему окупаются в среднем за три месяца, а дальше начинается чистая экономия.

Концерн Volkswagen, например, выпускает метановые автомобили централизованно. Системой питания природным газом немцы умудрились снабдить не только ряд коммерческих моделей и среднеразмерное семейство Passat, даже малыша VW up. Правда, в Россию автомобили с шильдиком EcoFuel не поставляются

Но есть и еще один немаловажный момент. Думается, любой автомобилист навскидку сможет перечислить несколько бензиновых АЗС в шаговой доступности от места постоянной дислокации. А вот метановых заправочных станций на весь Екатеринбург насчитывается лишь три, и расположены они на окраинах столицы Урала. Имеются метановые заправки и в некоторых областных городах — Каменске-Уральском, Невьянске, Полевском, Сысерти, но для жителя Екатеринбурга эта информация не играет особой роли. Таким образом, использование метана как моторного топлива упирается в традиционную проблему альтернативных источников энергии — отсутствие инфраструктуры.

Впрочем, как утверждают специалисты, эта ситуация вскоре приобретет более благоприятный характер. По некоторым данным, за расширение сети метановых заправочных станций планируют взяться гиганты топливного рынка — «Газпромнефть» и «Роснефть», и в ближайшие годы в Екатеринбурге количество АЗС, где можно будет заправиться природным газом, может достигнуть двух десятков. Вот тогда-то и заживем.

Фото: © Дмитрий Елизаров, Volkswagen AG

1091 просмотр

Метановая атмосфера

2014-11-10T10:00:00+0500
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87
Еще статьи про гибриды:
Комментарии (всего: 1)
Лехин 12 ноября 2014 года в 02:05
"По словам специалистов, если бензино-воздушная смесь сгорает в двигателе примерно на 80%, то метан – на 98%. Таким образом, уменьшается нагрузка на сам силовой агрегат и на ряд других компонентов, наподобие катализаторов, двигатель работает мягче и меньше изнашивается".
Я почему-то напротив, всегда полагал, что более богтая топливная смесь повышает ресурс двигателя.
Ну а с отработавшими свой ресурс катализаторами у нас в стране как правило разговор короткий :-D Выколачиванием кермки не брезгуют даже владельцы Инфинити
P.S. Ближайшая перспективная будущность авто мне видитсяв отказе от трансмиссии (на каждом колесе по электрдвигтелю) с мщным центральным генератором от дизельного топлива (его вполне возможно получать путем модификации обычного растительного масла)... Ну или появятся какие-то относительно недорогие и надежные сверхэнергоемкие аккумулятры, и все дружно перепрыгнут на электромобили... В отдаленном будущем вполне возможно научатся сжижать водород при температурах равных окружющему воздуху; вот тогда уж точно заживем (дешево сверхэкологично)
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях