Виктор Контеев

2009-й научил нас считать деньги...
Виктор Контеев

В 1992 году Виктор Контеев возглавил городской Комитет по развитию товарного рынка. С 2000 года он — заместитель Главы Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка и услугам.

Наша беседа — о новом законе о торговле, о положении бизнеса, о покупателях и перспективах.

— Какие преимущества простым потребителям дает новый Закон о торговле?
— Этот закон дает четкое понимание, что такое торговая сеть, каковы критерии обеспеченности торговыми площадями на конкретных территориях. До сих пор по этим вопросам была полная неразбериха. С понятийной точки зрения закон четко расставляет все точки над i.

Кроме того, на мой взгляд, более четко определены обязанности и права субъекта предпринимательской деятельности, т. е. малого бизнеса. Мы всегда очень много говорим о нем и не видим реальных позитивных сдвигов. Сейчас же бизнес получил право открываться явочным порядком, самостоятельно определять специализацию, режим работы и т. д. Это, конечно, не революция, но колоссальный шаг вперед.

— Много говорят о взаимодействии пищевиков и ритейла, розничных продаж…
— Не все решается рыночным путем, хотя есть и позитивные примеры. В Екатеринбурге за 2009 год пищевики выпустили 538 наименований товара с пониженной до 30 процентов ценой. По многим из них через проект «желтый ценник» их поддержали розничные продажи. Покупатель получил понижение цены. Это отличный рыночный шаг, пусть сделанный и не так быстро, как нам бы хотелось. Если Европа пошла на снижение цены в январе-феврале 2009 года, мы среагировали только сейчас.

— Т. е. потребителю новый закон — на пользу…
— Я считаю, да. Где не сработал рынок, там доработает государство и федеральные законодатели.

— Что можете сказать по поводу доктрины продовольственной безопасности?
— В ней четко обозначены параметры. Допустим, должно быть именно 85 процентов мясопродуктов собственного производства. Так и должно быть.
Прошедший год был для него тяжелым, из обещанных субсидий он дождался лишь дотаций на молоко, и только. Хотя, пищевики города «приросли» за прошедший год на 6 процентов! Ни одна отрасль так не «приросла».

Я помню 1998 год, когда у нас было 80 процентов импортных товаров и 20 — отечественных. И мы с вами гонялись за каждым сникерсом. К счастью, это время ушло. Наши пищевики готовы произвести большинство товаров — тех, что мы раньше завозили из-за границы.

— В ближайшее время открываются семь сельскохозяйственных рынков…
— Еще в 2004 году 70% жителей заявили, что они ходили, ходят и будут ходить на рынки. У нас на территории города сегодня осталось 10 рынков. Начато строительство рынков на Космонавтов, Завокзальной. Надеюсь, весной 2010 приступим к строительству рынка на Амундсена. Уже идет отселение домов на Птичьем рынке, на Бебеля.

— Хочется узнать ваше личное мнение — на какой ступени кризиса находится Россия и Екатеринбург, в частности?
— Есть две самых непопулярных профессии — экономист и банкир. Вообще же, я бы поддержал тезис, обозначенный нашим премьером: 2010 год — это год стабилизации. Конечно, нужно понять, какой путь мы прошли в 2009-м. Что изменилось принципиально, так это ментальность и отношение к собственным деньгам.

Мы долго жили, надувая мыльный пузырь, не соизмеряя доходы и расходы. А 2009-й наконец-то научил нас считать деньги. В 2009-м некоторые проекты свернулись, произошло серьезное переосмысление отношений внутри бизнеса.

Вы наверняка знаете о программе клиентской лояльности. Если раньше выдавить улыбку из продавца было сложно, сегодня мировоззрение людей, стоящих за прилавком поменялось. В рамках программы — те самые десятки распродаж (около 9000). И сам покупатель стал другим; не покупает импульсивно, а выбирает качество-цену. Девятый год был определенным экзаменом на зрелость. Считаю, что сфера потребительского рынка в городе развивается нормально.

— Что оказалось самым тяжелым в 2009 году?
— Конечно, это автобизнес. Падение по нему составило до 60%. Но закрылись пока лишь один автосалон и около пяти автосервисов — это небольшие потери. Пострадали и продажи технически сложных товаров. Не секрет, что 96% импорта связаны с бивалютной корзиной. С другой стороны, оборот составил 380 миллиардов, на 18 миллиардов больше, чем в прошлом году. Только в сфере бытового обслуживания создано 450 новых предприятий. Мы смогли в своей сфере создать 15 тысяч новых мест. Всего же в Екатеринбурге уровень безработицы составляет 15,5 процентов.

Несмотря ни на что, мы активно развивали антикризисный ассортимент в пищевой, легкой промышленности. Работа, которая велась вместе с предпринимателями города, сформировала у власти и бизнеса правильность восприятия наших действий и, безусловно, перспективу.

— Что можно сказать по поводу коммерческой недвижимости, которая колоссальными темпами строилась в 2009 году? Некоторые из этих объектов откровенно простаивают или недостроены…
— В 2009 году мы сдали почти миллион квадратных метров коммерческой недвижимости. Это торговые площади, небольшой объем логистики, пять гостиниц, пять деловых центров. Все это формирует деловые коммуникации мегаполиса.

920 тысяч квадратов торговых площадей — самый высокий показатель в России! Причем почти все они на сегодня заполнены. Думаю, все недавно сданные торговые центры -«Алатырь», «Гринвич», «Фан-фан» — уже в марте заполнятся на 100 процентов. При этом 60-65 процентов операторов в них — наши городские. Именно они формируют внутренний рынок потребления в городе. Будем продолжать в том же духе. Надеюсь, скоро войдут в строй «Комсомол», «Призма» возле ж/д вокзала и еще порядка 50 предприятий торговли.

— Как поживает проект «Первые этажи»?
— Вчера, объезжая агентства недвижимости, я как раз оценил ситуацию. Проект работает в городе уже более 8 лет. Я, было, подумал, что он сворачивается. Но не тут-то было. Малый бизнес развивается, и помощь в переоформлении первых этажей под офисы — по-прежнему основная статья дохода агентств недвижимости. Так что торговые площади востребованы бизнесом.

— Знаю, что вы активно поощряете своих сотрудников сдавать кровь и шефствуете над детдомами. Это жизненный принцип?
— Проект по донорству длится у нас около восьми лет. Регулярно в нашей сфере сдают кровь 10-11 тысяч человек. Каждый понимает свою социальную ответственность. Мы ходили в коллективы, объясняли. Кровь сдают студенты, селяне, пищевики, чиновники в администрации города. Для меня это совершенно рядовое событие. И если бываешь в больнице, видишь людей в тяжелом состоянии, чувствуешь, что чем-то ты все же поучаствовал, помог. Становится легче.

фото (c)Александр Мамаев

1095 просмотров

Виктор Контеев

2010-03-02T10:00:01+0500
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87
Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях