«Нынче один русский идола у них украл». Купеческий след в гибели группы Дятлова

Исследователь трагедии погибшей в 1959 году группы Дятлова Дмитрий Киреев уверен, что еще на шаг приблизился к подтверждению своей версии смерти студентов.
«Нынче один русский идола у них украл». Купеческий след в гибели группы Дятлова

Гибель на Северном Урале группы Дятлова каждый февраль напоминала о себе, как старая травма. Нынешняя, 64-я годовщина гибели студентов прошла незамеченной: для многих семей теперь настоящее — сплошная свежая рана. Однако исследователи-энтузиасты продолжают находить все новые факты, относящиеся к той давней трагедии. Организатор ежегодной конференции, посвященной «дятловцам», Дмитрий Киреев уверен, что обнаружил мотив убийства (он придерживается криминальной версии гибели группы). Итак, слово рассказчику.

ТАКОЙ ГУБЕРНИИ КАК ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ НЕ БЫЛО

После того, как Юрий Ефимофич Юдин (единственный выживший из всех участников похода группы под руководством Игоря Дятлова) скончался, в его вещах был найден идол с двумя головами. Чтобы узнать, что это за идол, я обратился к специалистам-краеведам из Ивделя, давно занимающимся темой малых северных народов Урала, в том числе манси, хорошо знающим места их компактного проживания.

Они рассказали, что похожий идол был найден ими в одной из экспедиций. Тоже имеет две головы — как и тот, что нашли у Юдина. Только головы находятся вровень, а у того, что нашли у Юрия Ефимовича — одна голова над другой.

Фото: Дмитрий Киреев

В статье в журнале «Уральский следопыт» (октябрь 2022 года) ивдельскими исследователями приводится рассказ проводника из числа местных из книги 1899 года «Очерки Вишерского края» пермского краеведа Н.П. Белдыцкого.

«У вогул вон на том камне, Молебным зовется, моления бывают и идолы есть. Они купят на Алинском прииске (прииск купца Алина на реке Посьмак, притоке Вишеры) лошадь и заколют там. Нынче с прииска один русский идола у них украл и в Чердынь увез, они его убить хотят. В потайных местах они шайтану деньги кладут, я сам не раз находил» (цитата по статье в журнале «Уральский следопыт»).

До революции такой губернии как Екатеринбургская не было. Уездный город Екатеринбург входил в состав Пермской губернии, наравне с Верхотурьем, Кунгуром и Чердынью. Николай Петрович Алин принадлежал к купеческой династии «Больших» Алиных, на которых держалось все в Чердынском уезде. Еще были Алины «Малые» и Алины «Пушные». Николай Петрович Алин был самым богатым из всех.

Родился он в 1869 году. Камский судовладелец, купец I гильдии, он был в достаточной мере образованным человеком, причем, как пишут историки, достиг этого «совершенно самостоятельно». Благодаря большим организаторским способностям все у него получалось. Кроме того, он был человеком невероятной физической силы. Естественно, завистников у него также было немало.

Чердынь. Фото: пользователя Uralweb dv6999

Николай Петрович был счастливо женат. С женой они познакомились в путешествии на пароходе, это была любовь с первого взгляда. Алин был старше своей супруги на 11 лет. Встретились они в 1900 году. Ей на тот момент было 19 лет.

Семейная фотография купеческой семьи Алиных. Фото: открытые источники

Занимался Алин «Большой» в основном пушниной, а также золотом. Завозил караваны с продуктами на север Пермской губернии. Оттуда вывозил пушнину, рыбу ценных пород, икру, точильный камень. Много денег он тратил на благотворительность. Многие исторические объекты, сохранившиеся в Чердыни, были построены им и при нем. «Большой» Алин построил в Чердыни первую электростанцию и электрифицировал улицу и храм, сделал водопровод.

В его планы входило дальнейшее развитие края. Им был заказан проект строительства железной дороги в сторону Печоры, было за него заплачено 64 тысячи рублей, само строительство обошлось бы в несколько миллионов. Но этим планам помешала революция. К сожалению, железной дороги туда нет по сей день.

Чердынь. Фото: пользователя Uralweb Папараци

«…А ЗАТЕМ Я ИХ ТРЕСНУЛ БАШКАМИ ДРУГ О ДРУГА»

В подчинении купца Алина находилось от 3 до 4 тысяч охотников-промысловиков, и не только на Урале, но и в Западной Сибири — везде, где водился пушной зверь. Были управляющие, которые снабжали этих охотников всем необходимым и забирали товар. Покупал Алин шкурки только высшего качества. Как с поставщиком пушнины с ним работали лучшие меховщики Москвы, Петербурга, европейские и североамериканские производители мехов. Одним словом, Чердынским уездом влияние Николая Петровича Алина не ограничивалось.

Один раз в году, осенью сотни этих охотников съезжались к Николаю Петровичу в гости и устраивали пир. Веселье за выставленными прямо на улице столами шло всю неделю. «Душой его был сам хозяин. Можно сказать, что на Урале и в большой части Сибири у него было свое преданное войско отличных стрелков», — писал о Николае Петровиче Алине в своих воспоминаниях один из знавших его лично современников, императорский фотограф Сергей Прокудин-Горский, который в 1913 году путешествовал с Николаем II по России, производил в том числе фотосъемку Чердынского уезда и несколько дней гостил у купца.

Чердынь. Фото: пользователя Uralweb Папараци

Сергей Михайлович находился в поездке вместе со своим сыном, и Алиным было прислано за ними две тройки лошадей. По русскому обычаю Николай Петрович с супругой встречали своих гостей во дворе. Вот как фотограф его описывает: «Алин был человек лет 40, невысокого роста, очень крепкого телосложения и видимо огромной силы. О его силе было известно далеко за пределами Чердынского уезда». Он с легкостью гнул подкову и серебряный рубль. Без резких движений, как пишет фотограф, разрывал толстую полотняную салфетку, сложенную в восемь раз. «Совершенно так, как мы бы ломали кусок хлеба».

Однажды из тюрьмы в Чердыни бежали два очень опасных каторжника. Они прятались в лесу, нападая и убивая встречных. Поймать их не удавалось. И тогда свои услуги властям предложил Алин. Он приказал запрячь самую плохую лошадь и одевшись купцом средней руки при свете луны поехал в место, где могли напасть эти беглые. Никакого оружия при себе он не имел.

Когда один из них схватил лошадь под уздцы, а второй с дубиной бросился на Алина, Николай Петрович ухватил нападавшего сначала за дубину, а затем за шею. В это время второй поспешил на выручку подельнику. «Первый что-то не сопротивлялся, видимо, я ему сломал позвонки, а затем я их треснул башками друг о друга», — рассказывал после сам Алин. «В обычной жизни Николай Петрович, как и почти все люди исключительной силы, был очень мягок и добродушен», — писал Прокудин-Горский.

Чердынь. Фото: пользователя Uralweb dv6999

Те купцы, которых он стал обходить в коммерческих оборотах, пытались разобраться с ним посредством доносов. Так, его прямые конкуренты решили донести властям, что купцы Алины тихонечко разрабатывают серебряный прииск и чеканят там фальшивые монеты. Была проведена проверка, установившая, что это не соответствует действительности. А было вот что: Алины нашли клады серебра и плавили их в слитки.

Земля Чердыни богата кладами персидских предметов, в частности, серебряными чашами, подносами. В коллекции Николая Петровича Алина было немало предметов персидского происхождения, которые когда-то принадлежали манси. Когда сгорел его дом, на пожарище нашли ком сплавленного серебра, который был весом больше центнера. Вот сколько предметов искусства погибло. Также у него дома находились древние доспехи неизвестного происхождения, возможно, татаро-монгольского.

«ХОЧУ ВЫРАЗИТЬ НАШИ ЧУВСТВА ИХ ВЕЛИЧЕСТВАМ»

Но вернемся к воспоминаниям Прокудина-Горского ."А теперь позвольте познакомить вас со своим музеем", — сказал гостям Алин, после того, как показал свои сараи с пушниной. «Он привел нас в большой зал, где под стеклянными колпаками стояли чучела зверей и птиц». Был один экземпляр — лиса-альбинос из породы чернобурок, но снежно-белая. За эту лису лондонский музей предлагал Алину 50 тысяч рублей. «К чему мне эти деньги? Я это дело и сам люблю. Да и лисе здесь хорошо», — приводит Прокудин-Горский объяснение хозяина.

Алин очень гордился и дорожил своим музеем, стремясь пополнять коллекцию. Он даже специально уговорился с охотниками, на случай, если им попадется какой-нибудь необычный по окраске или каким-то еще особенностям зверь. За него Алин платил особо высокую цену.

Чердынь. Фото: пользователя Uralweb Папараци

Поскольку Прокудин-Горский, будучи придворным фотографом, имел доступ к семье монарха, в один из дней за обедом Алин обратился к нему с просьбой. «Несколько лет подряд я собираю различный мех мелких зверей, исключительного качества, и сделал из них малахай, который хотел бы поднести наследнику, цесаревичу. Сам я этого сделать не мог. Никаких наград я не хочу, а просто хочу выразить наши чувства их Величествам. Зимой будет хорошо наследнику в этой шубке».

Фотограф в своих воспоминаниях отмечает, что Алин не хотел, как говорят французы, «дать яйцо, чтобы получить быка». Никаких мыслей о вознаграждении при его огромном состоянии быть и не могло, Прокудин-Горский хорошо понял побуждения этого человека. Он попросил Алина прислать малахай к нему на квартиру в Петербурге и обещал передать его императрице, поскольку подарок предназначался для наследника.

«Это был не первый случай, когда мне приходилось непосредственно передавать подношения их Величествам, всегда встречаемые с большим вниманием», — сказал Алину Прокудин-Горский. «Алин очень растрогался: „Никогда не забуду вашего внимания. Это не меня одного касается, а всего промыслового Урала, да и значительной части Сибири“. Просьбу Алина я исполнил по возвращении из Туркестана», — писал он. Подарок купца, конечно, не остался без внимания — императрица передала ему икону, которая хранилась в семье и была унаследована старшей дочерью Алина «Большого», Марией Николаевной.

«ГОРОЖАНЕ ПОШЛИ СМОТРЕТЬ, ТЕ ЛЕЖАЛИ В НИЖНЕМ БЕЛЬЕ»

А потом грянула Октябрьская революция. Воспоминания о последовавшем за ним драматическом периоде в жизни семьи купца сохранила родственница Алина, Мария Тимофеевна Грибанова. Вот что она вспоминает в разговоре с уроженцем Чердынского района, членом Союза писателей РФ, краеведом Леонидом Федоровичем Южаниновым. «Помню, девочкой в гамашах с пуговицами пила чай с творожниками у Алина Большого». Также она описывает приход красногвардейцев в Чердынь. «Шла конница, все с красными бантами, папахи заломлены. Пели «Это есть наш последний и решительный бой».

Чердынь. Фото: пользователя Uralweb Папараци

Как вспоминала Мария Тимофеевна тот период, власть в Чердыни поочередно менялась. «Красные расстреливали купцов, белые потом, когда пришли, в монастырской ограде их хоронили, оркестр играл «Коль славен наш Господь в Сионе…» (неофициальный Гимн российской империи — прим. Дмитрия Киреева), — вспоминает очевидица. Также на купцов налагались контрибуции. Так, придя в дом отца Марии Тимофеевны красные, наставив револьвер, потребовали с него две тысячи рублей. Ему стоило больших трудов найти эту сумму, чтобы остаться в живых. Белые, вернувшись, расстреляли на Пасху 38 красных. «Горожане пошли смотреть, те лежали в нижнем белье».

Описывается ею еще такой случай. На одного из чердынцев упал при установке церковный колокол, придавив насмерть, и Николай Петрович Алин взял на себя обязанность выплачивать семье погибшего вспомоществование. Среди красногвардейцев оказался юноша, матери которого Алин после трагической смерти отца помогал растить сына в сытости.

Храм в Чердыни. Фото: пользователя Uralweb Папараци

Когда пришел 25-й Сибирский (Тобольский) стрелковый полк, их восприняли как освободителей. Белогвардейцам преподнесли знамя из зеленого муара и белой парчи, пошитое сестрами местного Иоанно-Богословского (в ту пору женского) монастыря. Парчой, составившей основу полотнища, было белое венчальное платье жены Николая Петровича Алина Анфии Даниловны, которое она пожертвовала на изготовление знамени. Знамя не было утрачено, оно хранится сегодня в фондах Центрального музея Вооруженных сил в Москве.

Во второй раз в качестве красных в Чердынь пришли уже другие, как они сами сказали, люди. Как вспоминают очевидцы, эти новые власти отрицали принадлежность к ним пришедших ранее, в том числе расстрелянных белогвардейцами. И это вполне может быть правдой. Потому что существовала Красная гвардия и Красная армия. В Красную гвардию входили латышские стрелки, большое количество китайских рабочих, которые ранее строили Транссиб, их находилось в стране более 60 тысяч. Эти наемные люди были мотивированы тем, что им было разрешено грабить купечество. Если учитывать состояния таких купцов, как Алин «Большой», обогащались они сказочно.

В ДОМЕ ДОЧЕРИ КУПЦА АЛИНА «БОЛЬШОГО» ЖИЛ СЕМЕН ЗОЛОТАРЕВ

В 1919 году Алины решили эмигрировать, но Николай Петрович умер по дороге в Чите, где и был захоронен. Его вдова Анфия Даниловна обосновалась с детьми в Китае, где они прожили почти 30 лет. В эмиграции старшая дочь купца Мария, которой на момент уезда из страны было 10 лет (ее младшей сестре Наташе — всего 5), встретила будущего мужа Николая Михайловича Согрина. Они поженились в 1936 году. Через год у них родился сын Сергей.

Дочь купца Мария Николаевна Согрина и ее супруг Николай Михайлович. Фото: открытые источники

В 1946 году, когда стране требовалось большое число людей для реализации больших проектов по восстановлению народного хозяйства, прежде всего инженеров, консульство в Китае начало активную агитацию за возвращение белоэмигрантов. В Китае находились десятки тысяч образованных россиян, сбежавших от «красного террора». В число решивших вернуться вошла и семья лесопромышленника Михаила Согрина, который почти 30 лет проработал на чужбине и поднял на ноги шестерых детей, в том числе Николая. Так Николай Михайлович, Мария Николаевна Согрины и их сын Сережа оказались в Свердловске.

Сережа Согрин, внук купца Николая Петровича Алина «Большого». Фото: открытые источники

Зимой 1959 года Сергей Согрин (внук купца Николая Алина «Большого») вместе с Моисеем Аксельродом и Петром Бартоломеем участвовал в поисках на горе Отортен пропавшей во время похода группы студентов. На момент опроса участника поисковой группы Сергея Согрина указан адрес: Свердловск, улица Кирова, 18. Перед походом в доме Согриных почти месяц (20 дней) жил Семен Золотарев — член группы Дятлова, личность которого до сих пор полна загадок. То, с какой целью он приехал пожить к Согриным — одна из них.

Вот мы и подошли к главному — роли купца Николая Петровича Алина в истории таинственной гибели группы Дятлова. И снова возвращаемся к рассказу проводника из очерков пермского краеведа Белдыцкого, согласно которому в 1899 году люди с прииска купца Алина украли у манси идола и доставили его в Чердынь. Граница Чердынского уезда проходила рядом с Верхотурским. Все, что до Полуночного, относилось к Верхотурью. Перевал Дятлова в те времена находился на территории Чердынского уезда. И понятно, что на территории, подконтрольной купцу, не было ничего такого, чего он мог не знать. Итак:

1. Будучи «хозяином» территорий, Николай Петрович Алин, скорее всего, знал, где находится идол «Золотая баба» — историко-культурно-религизная ценность народа манси, которую пытаются найти со времен Татищева.

2. Семен Золотарев наверняка общался с матерью Согрина — дочерью купца Алина «Большого» Марией Николаевной.

3. Дятловцы вполне могли обнаружить этого идола, за что и были убиты.

Лично мне кажется, что эти сведения нельзя игнорировать, в такие совпадения я не верю.

Фото. открытые источники

ЭТО НЕ КОНЕЦ ИСТОРИИ

Вдова Алина «Большого» Анфия Даниловна с тремя другими детьми осталась в Китае, а позже вместе с сыновьями Петром и Василием перебрались в Бразилию, в Сан-Паулу. Несмотря на тяготы и лишения в прошлом она прожила долгую жизнь — скончалась в 1975 году в возрасте 95 лет. Ее сыновья Петр и Василий умерли в 1985-м и в 1995 году соответственно.

Летом 2019 года в Чердынь приезжал внук Петра Николаевича. Пожилой мужчина, говоривший по-русски, хотя и с акцентом, пришел в администрацию Чердынского района, чтобы встретиться с главой. Он сообщил, что он внук купца Алина «Большого», и привез на родину дневники своей бабушки Анфии Даниловны. В дневниках содержалась карта шести алинских кладов, спрятанных в Чердыни.

К тому времени один из кладов нашелся сам собой — из старой печной кладки посыпались золотые монеты. Еще один клад был найден в Чердыни в 1955 году. При рытье в усадьбе Алиных ямы рабочие на глубине примерно одного метра наткнулись на 1322 серебряные монеты начала 20 века. В Чердыни до сих пор находят немало кладов, в том числе большое количество серебряной посуды.

Статья опубликована на правах партнерского материала

*В своем материале Дмитрий Киреев использовал следующие публикации:

Статья «Перевал Пурлахтынсори», от 17 октября 2022 года журнал «Уральский следопыт»

Статья «Чердынь купеческая. Часть 1», автор dmitry_sasin, «ЖЖ» (LiveJournal)

Статья Леонида Южанинова «Легенды Чердыни» от 21 июня 2012 года

Публикация «История Пермской губернии» от 17 ноября 2019 года в соцсети ok.ru

Статья «Воспоминания С.М. Прокудина-Горского о поездке в Чердынь. Часть 2» автора oldcolor в ЖЖ (LiveJournal)

Статья «Старинный торговый путь от Камы до Печоры» 26 октября 2020 года в Дзен-канале «По Приуралью»

Публикация «Чердынь в лицах. Династия купцов Алиных.» со страницы «Солевар. Чердынь» в соцсети «Вконтакте»

Статья «Потом древнего купеческого рода из Перми приехал на историческую родину и презентовал свою книгу» на сайте телекомпании «Рифей-Пермь» от 9 июля 2018 года

1108 просмотров

«Нынче один русский идола у них украл». Купеческий след в гибели группы Дятлова

2023-03-03T16:27:10+0500
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87
Комментарии (всего: 1)
m@zila 3 марта 2023 года в 19:40
Очень интересно.
3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях