Распространённый подсластитель напитков стимулирует развитие рака толстой кишки

В последние годы учёные всё чаще находят доказательства того, что сладкие газированные напитки влияют на развитие диабета, ожирения и даже повышают риск смерти. Теперь же исследователи из Высшей школы медицинских наук Уэилла Корнелля уличили кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы (подсластителя, используемого во многих газированных и сладких напитках) в стимулировании роста опухолей толстой кишки, по крайней мере, у мышей.

Распространённый подсластитель напитков стимулирует развитие рака толстой кишки

2019-04-09T12:45:00+0500

Напомним, что продажи сладких напитков начали стремительно расти в 1980-х годах. Тогда же в США появился дешёвый кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы, который заполонил рынок и заменил используемый ранее столовый сахар. С тех пор подобные напитки стали обвинять в распространении ожирения и, косвенно, рака.

Не секрет, что ожирение инициирует воспалительные процессы, которые, как считается, способствуют росту опухолей. В частности, с избыточным весом учёные связывают рак толстой кишки. Между тем количество таких диагнозов у людей в возрасте до 50 лет в последнее время увеличивается.

Льюис Кэнтли (Lewis Cantley) и его коллеги задались вопросом, существует ли более прямая связь между сладкими напитками и раком.

Чтобы ответить на этот вопрос, они сначала создали генетически изменённых мышей, сделав их предрасположенными к росту колоректальных полипов. Это, в свою очередь, способствовало развитию у них опухолей в кишечнике.

Исследователи «выключили» грызунам ген APC. В более ранних работах учёные выяснили, что отсутствие этого гена у людей способствует развитию рака толстой кишки.

Затем на протяжении 8-9 недель специалисты ежедневно впрыскивали грызунам примерно одну десятую чайной ложки воды, содержащую 25% высокофруктозного кукурузного сиропа, в желудки животных. Сахара было слишком мало, чтобы животные набирали вес, тем не менее такая доза являлась эквивалентом почти одной банки газировки в день.

Затем исследователи сравнили опухоли, которые развились у «сахаропоглотителей» и у мышей, которые были также предрасположены к раку толстой кишки, но не получали сладкие продукты.

Что интересно, у «сахаропоглотителей» количество опухолей толстой кишки было примерно таким же, как у грызунов, которым давали простую воду. Но примерно через два месяца большинство опухолей у грызунов из первой группы стали больше в размерах, они быстрее росли и были более агрессивными в сравнении с опухолями контрольных животных.

Авторы работы отмечают: они не смогли показать, что сироп с высоким содержанием фруктозы вызывает новые опухоли, поскольку у этих мышей они развивались даже при нормальном рационе питания. Тем не менее они выяснили, что дополнительный сахар провоцировал опухоли увеличиваться в размерах.

Чтобы понять, почему так происходит, специалисты провели дальнейшие тесты с глюкозой и фруктозой (двумя сладкими компонентами кукурузного сиропа), пометив эти соединения изотопами. Оказалось, что большая часть фруктозы минует всасывание в тонкой кишке и попадает прямо в толстую кишку, где опухолевые клетки «питаются» ею и глюкозой.

Оказавшись внутри этих клеток, фруктоза расщепляется ферментом под названием фруктокиназа, что приводит к образованию жиров, необходимых опухолевым клеткам для роста. Учёные установили, что у предрасположенных к раку мышей, у которых было низкое содержание этого фермента, опухоли росли не больше, чем у контрольных животных с предрасположенностью, но не получавших кукурузный сироп.

Авторы работы делают вывод, что сладкие напитки, включая те, что содержат столовый сахар (также представляет собой смесь фруктозы и глюкозы), могут ускорить рост предраковых полипов у людей, которым в противном случае потребовались бы десятилетия для развития рака.

«Даже умеренное количество сладких напитков может сократить время, необходимое для развития рака», — говорит соавтор работы Цзихе Юнь (Jihye Yun).

«Наша статья не только показывает корреляцию между сладкими напитками и колоректальным раком, но и объясняет молекулярный механизм, с помощью которого сахар стимулирует развитие рака», — говорит Кэнтли.

Пока это исследование было проведено только на мышах, и, возможно, подобный процесс может протекать иначе в организме людей. Тем не менее авторы работы считают, что их результаты могут помочь объяснить недавний рост рака толстой кишки у молодых людей и, что самое важное, могут даже указать на способы лечения заболеваний.

Полученные данные свидетельствуют о том, что препараты, нацеленные на фермент фруктокиназа в опухолевых клетках, способны обратить вспять негативное действие кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы.

По мнению Кэнтли, новое исследование убедительно показывает, что люди, у которых повышены риски развития колоректального рака, должны избегать употребления любых напитков с сахаром.

«Будь то кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы или тростниковый сахар, сахароза, мёд или патока, а также яблочные и апельсиновые соки. Ешьте яблоки, а не яблочный сок», — советует он в интервью изданию Inverse.

Теперь учёные хотят выяснить, замедляет ли рацион питания с низким содержанием сахара рост кишечных полипов у людей, генетически предрасположенных к их развитию.

Научная статья по итогам исследования представлена в издании Science