«Места занимают женщины». ВШЭ проанализировала гендерный состав сферы образования

«У российского образования женское лицо. Это очень серьезная проблема», — считает директор Института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина.

«Места занимают женщины». ВШЭ проанализировала гендерный состав сферы образования

Высшая школа экономики проанализировала гендерный состав российской сферы образования. Доля женщин достигает 82%. Больше всего женщин в начальной и средней школе — почти 89%.

А вот в вузах доля сотрудников-женщин заметно ниже — 57,5%, при этом руководящие посты чаще всего занимают мужчины. Гендерное неравенство в действии, говорит активист профсоюза «Учитель», преподаватель обществознания и истории Илья Будрайтскис.

«У нас в среднем и высшем образовании очень низкие зарплаты, поэтому мужчины меньше идут работать на эти места, поскольку такая занятость не способна обеспечить их семьи. Поэтому места в образовании занимают женщины, которые получают низкую зарплату, совмещают это со своими функциями домохозяек. Факты одновременно свидетельствуют и о гендерном неравноправии, которое в нашем обществе продолжает существовать, и о ситуации с финансированием образовательной сферы. Зарплаты не индексируются по реальному уровню инфляции, поскольку в школах действует дифференцированная новая система оплаты труда. Она способствует, с одной стороны, росту зарплат у меньшинства учителей и стабильному положению или даже снижению у большинства. В школах система оплаты труда позволяет неравномерно распределять зарплату между коллективом, выделяя тех, кто больше приближен к начальству, больше отвечает каким-то особым показателям».

В научной сфере только 39% исследователей — женщины, при этом половина из них работает в области технических наук. В среднем в экономике РФ женщины составляют менее половины работников — чуть больше 48,5%, говорится в исследовании.

Можно сказать, что образование — абсолютно женская сфера, и это проблема, говорит директор Института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина.

«Это у нас очень давняя тенденция — с советских времен очень низкая карьерная динамика, то есть учителем или педагогом высшей школы вы приходите, вы им и остаетесь. Руководящих постов там практически нет, изнутри движения карьерного — тоже. Особенно когда схлопнули квалификационные категории, даже и по квалификационным — ну первая и выше, и все. И в этом смысле ни карьерная динамика, движение в течение жизни, ни уровень заработных плат, конечно, не устраивает. Были в свое время предложения давать освобождение от армии, другие льготы, которые были бы привлекательны для мужчин в сфере образования, но этого не сделано. Конечно, в высшей школе, особенно в среднем профессиональном, больше мужчин, в детских садах вообще мы их сыскать практически не можем, хотя некоторые воспитатели года проявляются мужчины, но у российского образования женское лицо. Это очень серьезная проблема, это очень большой перекос в сфере воспитания детей. Если мы сравниваем с другими странами, особенно с Северной Европой, даже в детских садах там доля работающих мужчин очень высока, в старшей школе тем более, и в Центральной и даже в Южной Европе тем не менее эта профессия считается достаточно престижной с точки зрения занятости, пенсионных, социальных льгот».

При этом в России довольно высокая доля женщин-руководителей — 20%. Но в топ-200 российских компаний женщин-руководителей только 6,5%, пишет «Коммерсантъ». В среднем в мире доля женщин — руководителей компаний равна 4,5%. Среди главных примеров недостаточного гендерного разнообразия — руководство центральных банков мира. Ведущие должности там занимают в основном мужчины.

Ссылки по теме:
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (всего: 1)

kor23 8 марта 2020 года в 21:45
Особого смысла реформировать систему образования нету. Кто хочет быть умным - будет сам учиться, благо дешевый интернет с кучей бесплатных библиотек это позволяет. Кто не хочет - ну и ради бога. С каждым годом обществу нужно всё меньше и меньше умных, автоматизация и роботизация шагают семимильными шагами.
2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войдите Зарегистрируйтесь
или войдите с помощью

Вход с помощью других сервисов

Что обсуждают

Uralweb.ru в социальных сетях