МЕРТВЫЙ КОТ, КОТОРЫЙ ЖИВ

"Кот Шрёдингера" - так называется занимательный мыслительный эксперимент, поставленный, как вы уже наверное догадались, Шрёдингером, а точнее, Нобелевским лауреатом по физике, австрийским ученым Эрвином Рудольфом Йозефом Александром Шрёдингером.

«Кот Шрёдингера» — так называется занимательный мыслительный эксперимент, поставленный, как вы уже наверное догадались, Шрёдингером, а точнее, Нобелевским лауреатом по физике, австрийским ученым Эрвином Рудольфом Йозефом Александром Шрёдингером.

«Википедия» определяет эксперимент следующим образом: «В закрытый ящик помещён кот. В ящике имеется механизм, содержащий радиоактивное ядро и емкость с ядовитым газом. Параметры эксперимента подобраны так, что вероятность того, что ядро распадётся за 1 час, составляет 50%. Если ядро распадается, оно приводит механизм в действие — открывается емкость с газом, и кот умирает.

Согласно квантовой механике, если над ядром не производится наблюдения, то его состояние описывается суперпозицией (смешением) двух состояний — распавшегося ядра и не распавшегося ядра, следовательно, кот, сидящий в ящике, и жив, и мертв одновременно. Если же ящик открыть, то экспериментатор обязан увидеть только какое-нибудь одно конкретное состояние: «ядро распалось, кот мёртв», или «ядро не распалось, кот жив».

Получается, что на выходе мы имеем живого или мертвого кота, однако в потенциале, кот и жив и мертв одновременно.

Таким образом, Шрёдингер пытался доказать ограниченность квантовой механики, без применения к ней определенных правил. Копенгагенская интерпретация квантовой физики — и в частности этого эксперимента — указывает на то, что кот приобретает свойства одной из потенциальных фаз (живой-мертвый) только после вмешательства в процесс наблюдателя.

То есть когда конкретный Шрёдингер открывает ящик, ему со стопроцентной уверенностью придется нарезать колбаски или позвонить ветеринару. Кот будет определенно жив или скоропостижно мертв. Но пока в процессе нет наблюдателя — конкретного человека обладающего несомненными достоинствами в виде зрения, и, как минимум, ясного сознания — кот будет находиться в подвешенном состоянии «между небом и землей».

Древняя притча о коте, который гуляет сам по себе, в этом контексте приобретает новые оттенки. Несомненно, кот Шрёдингера — не самое благополучное существо во Вселенной. Пожелаем же коту благополучного для него исхода и обратимся к другой занимательной задаче из таинственного и порой беспощадного мира квантовой механики.

Звучит она так: «Какой звук издает падающее в лесу дерево, если поблизости нет человека, способного этот звук воспринять?» Тут, в отличие от черно-белой судьбы несчастного/счастливого кота, мы сталкиваемся с разноцветной палитрой спекуляций: нет звука/есть звук, какой он, если он есть, а если его нет, то почему? Ответить на этот вопрос нельзя по очень простой причине — невозможности осуществить эксперимент. Ведь любой эксперимент подразумевает присутствие наблюдателя, способного воспринять и сделать выводы.

У знаменитого аргентинского писателя Хулио Картасара, яркого представителя «магического реализма», есть небольшой рассказ о том, как офисная мебель, оставшись без наблюдателя, двигается по кабинету, как бы используя свободное время для того, что бы размять «одеревеневшие» конечности.

То есть невозможно предположить, что происходит с объектами окружающей нас реальности в наше отсутствие. А если это невозможно воспринять, значит этого не существует. Как только мы покидаем комнату, все ее содержимое, вместе с самой комнатой перестает существовать или, точнее, продолжает существовать только в потенциале.

Одновременно там существуют пожар или наводнение, кража оборудования или незваные гости. Более того, в ней существуем и мы, в разных потенциальных состояниях. Один Я ходит по комнате и насвистывает дурацкую мелодию, другой Я грустно смотрит окно, третий — говорит с женой по телефону. В ней живет даже наша внезапная смерть или радостное известие в виде нежданного телефонного звонка.

Представьте на минуту все возможности, скрытые за дверью. А теперь представьте, что весь наш мир — это всего лишь скопище таких нереализованных потенциалов. Забавно, правда?

Однако тут возникает закономерный вопрос: ну и что? Да — забавно, да — интересно, но что, по сути, это меняет? Наука об этом скромно умалчивает. Для квантовой физики такие познания открывают новые пути в осознании Вселенной и ее механизмов, ну, а нам, людям далеким от больших научных открытий, такая информация вроде бы ни к чему.

Да как это — ни к чему?! Ведь если существую я, смертный, в этом мире, значит, существую я, бессмертный, в другом мире! Если моя жизнь состоит из полосы неудач и огорчений, то где-то существую я — удачливый и счастливый? Все правильно, именно об этом нам и говорит каббала.

По каббале, наш мир, то, что мы ощущаем, — это всего лишь маленькая темная точка в бесконечно огромном мироздании. Это мироздание состоит из множества уровней, на каждом из которых существуем мы, но уже в гораздо более совершенных состояниях.

На самом деле, вне наших ощущений ничего нет, как нет комнаты, пока мы в нее не вошли. Поднимаясь каждый раз на новый уровень, то есть раскрывая в себе новые свойства, мы приближаемся к совершенству. Конечная цель — совершенство Творца, того, кто создал все мироздание.

Самое же главное — в том, что нам не избежать своего совершенства. По той простой причине, что мы уже в нем находимся, — плаваем в океане света, но не можем его воспринять ввиду отсутствия соответствующих органов ощущения. Как в примере с котом Шрёдингера — если у человека, проводящего эксперимент, нет органов чувств, он не сможет определить, жив кот или мертв.

В нашем мире достаточно зрения, обоняния, тактильных ощущений, слуха, вкусовых рецепторов. Для осознания духовных уровней, тех уровней, где мы совершенны, нам необходимо еще одно чувство — экран. Этот самый экран позволяет нам отражать Высший свет и таким образом постигать его. Ведь наше зрение — это тоже возможность отражать свет от задней стенки глаза, а слух — отражать звук от ушной перепонки. Получить такой экран можно только с помощью каббалы.

«Откуда такая категоричность?» — спросите вы. Все очень просто — люди, которые постигли свои совершенные состояния, создали методику для достижения идентичного результата любым человеком. Эту методику они назвали «каббала», то есть получение более совершенных состояний. И с некоторой долей уверенности можно предположить, что люди, постигшие абсолютное совершенство и бескрайнюю любовь, постарались создать методику, оптимальную для нашего продвижения.

В завершении, приведу цитату самого выдающегося каббалиста новейшего времени Бааль Сулама. Его псевдоним указывает нам (в переводе с иврита — «Мастер ступеней») на главную черту этого человека. Он постиг все ступени своего совершенства и описал этот путь в каббалистических книгах.

Цитата звучит так: «Каббала — это наука о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и абсолютным законам в одну высокую Цель — постижение Творца созданиями, существующими в этом мире.» Под словом Творец и подразумевается раскрытие своих совершенных состояний под стать тому, кто их создал. Ищите совершенство!

1929 просмотров
8
0

МЕРТВЫЙ КОТ, КОТОРЫЙ ЖИВ

2008-09-07T00:00:00+0600
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87
Комментарии (всего: 2)
c4s1o 1 октября 2008 года в 03:30
Тоже этой темой увлекаюсь.
Молодец! Понравилось.
0
S-vo (второе пришествие) 25 октября 2008 года в 15:53
если существую я, смертный, в этом мире, значит, существую я, бессмертный, в другом мире!
Не факт. все равно что сказать если чёрная кошка сидит в туалете то белая сидит в ванной.

Ps: кису жалко
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях