Крылья бабочки, крылья чайки

Необычные способы попасть в автомобиль
Крылья бабочки, крылья чайки

Какие бывают двери

Судя по американским боевикам, самый популярный способ усесться за руль у современных ковбоев – проскочить через крышу или открытое окно. Рядовые же автомобилисты всего мира предпочитают обычную дверь. Тем не менее, даже в сфере разработки такого рядового механизма конструкторы умудряются проявлять впечатляющую фантазию.

В подавляющем большинстве случаев отступление от нормы в виде традиционной двери, открывающейся  по ходу движения, воспринимается как признак либо очень дорогого, либо исключительно спортивного автомобиля. Но еще сравнительно недавно экспериментировать с дверными проемами могли себе позволить создатели чрезвычайно бюджетных машинок.

К примеру, всем известный «горбатый» Запорожец ЗАЗ-965 оснащался дверями, открывающимися задом наперед. Даже тогда они считались устаревшими, но конструкцию кузова для «запорожца» позаимствовали у Fiat 600 и решили не вмешиваться в детали – проблем хватало и с двигателем, и с подвеской. Тем не менее, именно за подобное расположение дверных петель эта конструкция получила название «суицидной»: случайно открывшись во время движения, такая дверь превращалась в огромный парус и делала управление автомобилем практически невозможным, а аварию – неизбежной.

Какие бывают двери

В Rolls-Royce уверены, что только такой дверной проем обеспечит должное количество комфорта заднему пассажиру

Интересно, что в настоящее время «суицидные» двери вновь пользуются вниманием разработчиков. Современные замки почти исключают возможность случайно распахнуть дверь на ходу,  а вот плюсов в такой конструкции немало – в первую очередь, куда более комфортная посадка в салон. Сейчас с распашными дверями ассоциируются в первую очередь роскошные седаны и купе Rolls-Royce, однако в модельном ряду Opel есть сравнительно доступный компактвэн Meriva, a разработчики Ford пошли еще дальше и лишили свой B-Max с аналогичными дверями средней стойки, обеспечив беспрецедентное удобство.

Еще один тип дверей со страшным названием, открывающийся в непривычной плоскости – вертикальные «гильотинные» двери. Откуда взялось такое название, понятно и без объяснений, а главным достоинством таких дверей, помимо внешней эффектности, называют легкость использования в тесноте современного мегаполиса. Правда, снабжают такими дверями отнюдь не городские машинки – «гильотинные»  механизмы активно применяются на фешенебельных итальянских спорткарах, благодаря чему в автомобильном обиходе именуются «ламбо-двери». Еще их по понятной причине периодически называют «двери-ножницы».

Какие бывают двери

Двери, открывающиеся вертикально вверх - визитная карточка суперкаров Lamborghini

У этих дверей есть вполне конкретный автор – великий итальянский дизайнер Марчелло Гандини, работавший  в студии Bertone. Впервые он применил подобный механизм на концептуальном Alfa Romeo Carabo, а первой серийной машиной с «ламбо-дверьми» стала, как легко догадаться, Lamborghini – легендарный Countach.

Некоторое время у любителей разнокалиберного тюнинга пользовались популярностью комплекты дверных петель, с помощью которых любой автомобиль можно было научить открываться вверх, однако в последнее время это увлечение схлынуло. Стоит отметить, что механизм работы таких дверей в силу конструкции кузова все же отличался от принятого у Lamborghini – двери сначала открывались на несколько градусов в горизонтальной плоскости, и лишь потом уходили вверх.

Какие бывают двери

У BMW Z4 небольшие пластиковые дверцы прятались в массивные пороги

Были в автомобильной истории и двери, которые открывались… вниз. Правда, в серии такой механизм применялся чуть ли не на единственной модели – родстере BMW Z1. Помимо звания родоначальника спортивного семейства Z и просто повышенной редкости первая «зетка» наделена была еще и чрезвычайно массивными порогами, куда прятались небольшие пластиковые дверки. Они, по большому счету, не открывали доступ в салон, а лишь облегчали его, но стали очень яркой отличительной чертой и без того примечательной модели, многие экземпляры которой отлично чувствуют себя до сих пор.

И все же экстравагантные двери не смогли превратить BMW Z1 в полноценную легенду – в такую, какой стал Mercedes-Benz 300SL, подаривший миру «крылья чайки». Конечно, он был славен не только экстравагантными, открывающимися вверх вместе с частью крыши дверями, но встречают-то по одежке, и именно элегантно уплывающие к небу дверные панели заставляли глаза всех прохожих прилипать к спорткару. Между тем, такое специфическое решение обусловлено не желанием создать eye-catcher, а конструкцией силового каркаса кузова 300SL. Он представляет собой пространственную раму, собранную из труб, на которые и навешены кузовные панели и прочие агрегаты. В районе порогов таких силовых элементов проложено великое множество, что и сделало невозможным использование обычных дверей. Вот так вынужденное техническое решение превратилось в самую характерную черту внешности.

Какие бывают двери

Чтобы выпустить открытую версию Mercedes-Benz 300SL, немцам пришлось серьезно переработать конструкцию кузова

Конечно, садиться в салон через такую дверь очень удобно – это оценили впоследствии и владельцы современной реинкарнации Mercedes 300SL, суперкара SLS AMG. Однако для производителей подобное решение означает, помимо всего прочего, и дополнительные расходы. Мы говорим даже не об усложнении конструкции крыши и таких мелочах, как дополнительные уплотнители: если создателям такого купе приходит фантазия выпустить версию с открытым верхом, кузов кабриолета приходится разрабатывать практически заново. Иначе не добиться ни должной жесткости, ни приемлемой безопасности. В Mercedes наступили на эти грабли дважды. Один раз – по необходимости, второй – из эстетической признательности к своему славному прошлому. Похожие двери «носили» также малоизвестный Gumpert Apollo и знаменитый DeLorean DMC-12.

Какие бывают двери

Saleen S7 - знаменитое произведение Стива Салина, специализирующегося в обыденной жизни на доводке спорткаров и пикапов Ford. Между прочим, засветился в фильме "Брюс всемогущий" с Джимом Керри

Объяснить с точки зрения функциональности наличие дверей типа «butterfly doors» затруднительно, но зато какова внешняя эффектность! Пожалуй, с открытыми дверями такой автомобиль смотрится ярче всех вышеописанных. Судите сами: и Ferrari Enzo, и McLaren F1, и Saleen S7 имеют полное право называться настоящими шедеврами. Даже в Mercedes, создавая первую реплику легендарного 300SL Gullwing по имени SLR McLaren, отказались от крыла чайки в пользу крыла бабочки.

Уместно будет вспомнить еще одну знаменитость, стоящую несколько особняком – Ford GT, двери которого открывались в привычной плоскости, но тоже захватывали часть крыши, чтобы облегчить водителю-пилоту помещение в тесный кокпит. Фордовский суперкар середины нулевых позаимствовал эту идею у гоночного болида шестидесятых, где она была применена не ради удобства, а ради скорости посадки-высадки. Считается, что и двери «крыло бабочки» перекочевали на дорожные автомобили с полей кузовных сражений некоторых серий gran turismo второй половины прошлого века.

Какие бывают двери

1967 год. Ford GT40 на пит-стопе трассы в Дайтоне, США. Хорошо видна часть крыши, которая отходит вместе с дверью, облегчая гонщику посадку

Еще одна примета экзотических концептов и уникальных спорткаров – так называемые canopy doors, дверь-колпак. Идея подсмотрена автомобильщиками у самолетов-истребителей с их сдвижными «фонарями», но если итальянские строители суперкаров прошлого века применяли такое решение ради вящей аэродинамики, то придумавшие «мотоколяску» Messerschmitt преследовали только одну цель – сэкономить. В послевоенные годы экономия считалась первейшей задачей. Поскольку выпускать стратегическое вооружение германским предприятиям запретили, многим заводам пришлось переквалифицироваться на выпуск наземных транспортных средств, и так называемые «кабиненроллеры» пользовались среди небогатого населения бешеной популярностью.

Какие бывают двери

У мессершмиттовской мотоколяски были модификации с разными двигателями (одноцилиндровый мотор располагался за задним пассажирским сиденьем) и с разным количеством колес

Выпускали их и авиазаводы Heinkel, и занимавшаяся мототехникой компания Zundapp, но создать целое семейство мотоколясок получилось только у «Мессершмитта». У своих самолетов инженеры позаимствовали и тандемную посадку, и узкий корпус, и, как следствие, прозрачный плексигласовый колпак, который откидывался вместе с частью кузова.
Одним из самых известных прототипов с подобными «дверями», объединенными с капотом, можно назвать построенный ателье Pininfarina в 1970 году Ferrari Modulo – полноправного представителя эпохи «клиновидных» спорткаров. Позднее аналогичная схема была применена, например, на Maserati Birdcage, но, как легко догадаться, сейчас такой механизм остается уделом концепт-каров, чьи создатели желают подчеркнуть его экстравагантность. Серийная же эпоха «колпаков» закончилась вместе с кабиненроллерами.

Какие бывают двери

BMW Isetta по праву занимает почетное место в мюнхенском музее концерна

Самой «дверной» дверью, простите за нелепый каламбур, по праву может считаться дверь еще одного ультракомпакта – знаменитой BMW Isetta, которую конструкторы наделили полноценной «калиткой». Чтобы попасть за руль этого «пузырь-мобиля», нужно было открывать всю его переднюю часть вместе с рулевой колонкой. Несмотря на внешнюю несерьезность, именно Isetta оказалась той косичкой, за которую баварская фирма вытащила саму себя из болота послевоенного кризиса. Легкомысленную «Изетту» называют одним из самых успешных компактов в истории мирового автопрома.

И все же, несмотря на великое разнообразие способов попасть в автомобиль, пока не придумано ничего проще и надежнее обычной распашной двери. Именно самая распространенная схема представляет собой наиболее удачный компромисс между комфортом посадки, конструкторской легкостью и дешевизной в изготовлении. Так что – добро пожаловать в автомобиль.

Какие бывают двери

Фото: © Дмитрий Елизаров, фирмы-производители
 

2962 просмотра

Крылья бабочки, крылья чайки

2013-03-27T10:00:00+0600
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87
Еще статьи про автокурьезы:
Нет комментариев
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях