Марк Дженкинс

Скульптуры на улицах - больше, чем искусство.

Марк Дженкинс (род. в 1970 г. в Фейрфаксе, штат Вашингтон) — американский художник, известный всему миру своими уличными инсталляциями, созданными из упаковочного скотча. О нем периодически пишут «Time Out: New York», «The Washington Post», «The Independent».

И вот концептуалист и «арт-стритовец» Дженкинс впервые приехал в Россию, первым делом отправившись проводить мастер-класс в Екатеринбурге.

— Марк, вы открыли для себя скотч еще в детстве. Почему, при всем многообразии выбора, именно он запал вам в душу?
— Главным образом потому, что он легкий, прозрачный. Трюк с созданием слепков с предметов с использованием скотча я и правда открыл в детстве. Обмотал карандаш липкой лентой, и учитель сделал мне замечание по поводу того, что я, мол, перевожу ленту впустую.

Тогда я оставил это занятие приблизительно лет на 20. И вернулся к нему, когда преподавал английский язык в Рио-де-Жанейро — у меня было много свободного времени между уроками. Однажды я сделал большой мяч из фольги, чтобы чем-то заняться. Результат мне понравился. Затем решил сделать слепок с кофейника. Пару месяцев спустя у меня дома было уже несколько сотен мотков скотча, и я сделал слепки со всего, что есть в квартире, включая себя.

— Ваше занятие кажется не вполне безопасным. Одна студентка призналась, что, мол, если мои друзья сделают все аккуратно, то я после обмотки останусь жива.
— На самом деле, она шутила — процесс обмотки человека-натуры лентой действительно представляет собой странное зрелище, да и человек чувствует себя необычно. Но жизни это конечно не грозит. А что касается запаха, то я консультировался с производителями скотча. Меня заверили, что материал вовсе не ядовит, и при необходимости можно использовать респиратор.

— В Северной Каролине, говорят, вы разместили свою «инсталлированную» девушку на верхушке билборда, и напуганные жители даже вызывали ей службу 911. В чем же цель?
— Когда я размещаю свои работы в общественных местах, я получаю неоценимые жизненные впечатления, которыми вполне можно наслаждаться. Тогда в Каролине люди действительно пробовали вызывать девушке на билборде Службу спасения. Но большинство все же были удивлены и веселились. Девушка на билборде реально встряхивала их, отвлекала от будничной суеты и привычного круга мыслей и забот.

— Вы именно поэтому размещаете свои работы на улице?
— В галереях мои работы — это просто искусство. Но в открытой городской среде они становятся чем-то большим. По-моему, мемориалы, памятники, монументы по большей части имеют отношение к прошлому. Их главная цель — продлить момент, имевший место когда-то давным-давно. А хотелось бы, чтобы он удивлял зрителя и представлял ему образ будущего. Я пытаюсь играть с этим типом скульптур — мне кажется, мои вторжения их омолаживают, освежают, превращают в сюрприз для случайного зрителя.

У уличной скульптуры очевидные преимущества даже по отношению к другому виду стрит-арта — к граффити. Вся улица вокруг — стены, фонари, люди, дорожные знаки — становятся частями огромной инсталляции. Это способно оказать мощнейшее влияние на публику.

— Уличная скульптура — явление обычно недолговечное…
— Иногда счет идет на часы, иногда — на многие недели. А некоторые «произведения» выбрасываются на помойку почти мгновенно. Я не очень задумываюсь о том, сколько проживет моя работа, и надо ли заботиться, чтобы продлить ее существование.

Вообще, прелесть уличного искусства для города и горожан в том, что оно создает визуальные акценты, украшает, а не пытается что-то навязать или продать — как та же реклама. Другое дело, что город обычно не ценит эти работы — вплоть до того, что художникам постоянно угрожают тюрьмой.

— С какой из ваших работ связаны самые сильные ваши воспоминания?
— Пожалуй, это мой «Аистиный проект». Инсталляция, состоящая из прозрачных фигурок младенцев. Они прелестны, но и беззащитны — ведь я размещаю этих прозрачных «детей» на открытом воздухе, в самых небезопасных для реальных детей местах. Это прямая аналогия с существом жизни — с ее красотой и уязвимостью. Иногда фигурки детей играют, иногда висят на краю, готовые сорваться и упасть.

Однажды я выбрал для них место во Франклин-парке в Вашингтоне, не зная, что неподалеку живет бездомный старик. Я крепил младенцев на дереве, и он начал разговаривать со мной очень недружелюбно, желая меня прогнать. И вдруг, заметив младенцев, он совершенно переменился, стал беспокоиться обо мне. Когда он узнал, что у меня нет собственных детей, тут же сделал вывод, что моя инсталляция это потребность иметь жену и семью. Я согласился, и он тут же начал учить меня тому, например, что «самая лучшая еда — это та, которую готовят жена и мать». По его совету я даже перемещал младенцев, «чтобы они были как братья и помогали друг другу». В конце концов, старик обнимал меня со слезами на глазах.

— Почему для инсталляций в Екатеринбурге выбраны именно мужчина, смотрящий телевизор, играющий мальчик и девушка легкого поведения, стоящая где-то в районе улицы Малышева?
— Всех этих персонажей придумали и воплотили при моей поддержке екатеринбургские студенты и молодежь, посещавшие мои семинары. Они учились технике исполнения этих полых фигур из скотча, пробовали все на себе. Порой пустота наших персонажей — намек на действительную потерю идентичности, ставшую сегодня проблемой.

Так вот, помимо перечисленных вами персонажей, вы можете видеть здесь и совершенно необыкновенных — беременного кентавра, многорукого «марсианина», бомжа — фантазия екатеринбургских творцов была беспредельна! Студенты УрГАХА закончили скульптуру, которая составляет половину человеческого тела. Ее положат в траву, и она будет словно выбираться из-под земли. Есть у нас «Танцующие в фонтане», есть цепочка из «Любовников» — они, кстати, будут висеть на карнизе без одежды. Нам кажется, что так фигуры продержатся дольше. Часть ребят с шутками-прибаутками трудилась над скульптурой работника коммунальной службы, который будет залезать в люк.

— Каковы впечатления от работы с екатеринбургскими учениками, и что ждет вас дальше?
— Впечатления от работы с екатеринбуржцами самые благоприятные. Народ у вас очень творческий, раскованный, веселый. Учились и работали просто самозабвенно. А вообще, творческие люди во всем мире весьма похожи друг ну друга — независимо от места обитания. Что касается моих дальнейших планов, то на очереди — мастер-классы в Испании. Затем я отправлюсь в Калифорнию, затем — в Бразилию.

Фотографии скульптур Марка Дженкинса на улицах Екатеринбурга можно посмотреть здесь.

1261 просмотр

Марк Дженкинс

2009-10-19T00:00:00+0600
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87
Комментарии (всего: 2)
Olaf_123 26 октября 2009 года в 13:39
это не искусство, это - ШЛАК !!!!!!! дурь и блажь!!!
0
kuskov 17 декабря 2009 года в 16:04
Лииирооооооой! Дженкинс... кто надо тот поймет ))))
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях