«Батя-2. Дед». Рецензия на сиквел нашумевшей комедии

Продолжение не оправдало ожиданий.
«Батя-2. Дед». Рецензия на сиквел нашумевшей комедии

На экраны вышло продолжение относительно известной комедии «Батя», вышедшей в 2020-ом году. Фильм получился относительно забавным. Но самое главное — он вскрывал психотравмы не одного поколения россиян, чем особенно понравился зрителям. В «Бате-2» появляется ещё одно поколение — прошедший войну дед, — вот только выросшее количество персонажей далеко не всегда означает качественное изменение материала. Если только не в худшую сторону.

У оригинального фильма была интересная судьба. Изначально планировалось снять типичный ситком для ТНТ, в котором бы обыгрывались воспоминания молодого отца-одиночки, воспитывающего сына в 1990-е годы. Позже ситком трансформировался в чём-то даже прорывную идею: съёмки «шорткома» для мессенджеров. Каждая серия должна была длиться 1-2 минуты, чтобы быть легко отправленной коллегам, друзьям, семье, как типичный TikTok или Reels.

В итоге от этого тоже было решено отказаться в пользу полнометражного фильма. Получился сборник в меру забавных которотких скетчей, которые создавали мощный, почти физически ощутимый, эффект ностальгии. Что-то подобное в детстве пережили все миллениалы, а тем более старшие поколения. Кроме того, у кино был логичный финал, в ходе которого выросший сын героя Максим высказывает отцу за все пережитые обиды. Его батя, судя по всему, ничего не понимает, но терпеливо выслушивает. Пожалуй, фильм был ценен не столько с художественной точки зрения, сколько с терапевтической.

«Батя-2» в этом смысле кажется куда более поверхностным. На место семейной и социальной драмы приходит неуместный сальный анекдот. Хотя не все сюжетные линии сиквела равноценны.

История продолжения разворачивается в трёх временных отрезках. Первый показывает военные и послевоенные годы. Здесь ещё молодой будущий дед (Евгений Цыганов) получает контузию и ранение, спасает же его неизвестная медсестра, которую он не может разглядеть из-за травмы. После окончания войны он начинает колесить по стране в поисках той девушки, но в итоге попадает в ГУЛАГ по подозрению в шпионаже — слишком много ездил по СССР.

Застенки этого ужасного места, чтобы не травмировать самых юных зрителей, предстают пионерским лагерем, где заключённые изготавливают ёлочные игрушки, в то время как их охраняют снеговики с ружьями. И выглядит это, мягко говоря, неуместно. Весёлого в этой арке не очень много, тем более всё действо предстаёт в честном ч/б. И всё же этот сюжет наиболее логичен и в целом смотрибелен.

Вторая ветка показывает те самые 1990-е годы. Дед (всё тот же Цыганов, но загримированный так, что его не узнает родная мать) собрался помирать и уже лёг в самый настоящий гроб, как вдруг к нему в окно стучится местный почтальон с телеграмой о том, что к нему приезжает дорогой внук Максим (Андрей Андреев). Ничего не подаешь, придётся отложить планы по собственному погребению и встретить внука, а потом, конечно же, начать его воспитание.

Эта часть, судя по всему, должна отвечать за комедийную составляющую фильма. Наверно, это всё ещё юмор, хотя понравится он точно не всем. Дед называет своего внука «нытиком», «слабаком», «трусом», «неумехой», буквально уничтожает всё, к чему успевает привязаться мальчик в деревне. В какой-то момент порет его ремнём за кражу яблок, к которой Макс не причастен. Когда выясняется, что парень не виноват, говорит внуку: «Ну, ты, это, не воруй».

Но больше запоминается сцена игры в «Дочки-матери» с деревенской девочкой. Подружка Макса просит его замахнуться на неё якобы ремнём, орать и притворяться пьяным, она уворачивается от его удара и просит прекратить. Знаете, как-то не очень смешно.

Последняя сюжетная арка рассказывает о сильно повзрослевшем Максиме (Стас Старовойтов). Он собирается разводиться с женой Ирой (Надежда Михалкова), но накануне этого события внезапно пропадает их сын Дима (Севастьян Бугаев). Тогда они направляются на его поиски в компании семейного психолога Влада (Степан Девонин).

Во время поездки Ира с Максом ведут себя хуже детей: постоянно ругаются, угоняют машину Влада, а после повреждают её. Но потом внезапно понимают, что не могут жить друг без друга. Это не наступает через долгие беседы, значимые поступки (один всё же был, но этого всё равно маловато), внутренние переживания. Просто конфликт в одночасье решается.

Единственное за что хочется похватить фильм — это работа художников по гриму (Мария Морзунова и Алексей Ивченко), которые виртуозно состарили Евгения Цыганова. И, конечно, сам Цыганов, который в целом достаточно хорошо себя показал как в роли молодого ветерана, так и в качестве несносного деда. Другое дело, что играть ему пришлось стереотипных персонажей, у которых практически отсутствуют характеры.

«Батя-2. Дед» — это тот случай, когда продолжению не следовало появляться, по крайней в таком виде. Здесь нет интересных персонажей или сюжета, нет сильных диалогов или хороших шуток. Зато есть закадровый голос Никиты Михалкова.

  • 1 балл за работу художников по гриму
  • 1 балл Евгению Цыганову
  • 1 балл за годную стилизацию под ч/б

Итого: 3 из 10

Комментарии (всего: 1)
goblan 17 апреля 2025 года в 12:45
Уважаемый автор, если вы не увидели хороших шуток - это не значит, что их не было в фильме. Да, в фильме нет грязи и чернухи из 90-х, как в "Слове пацана", зато есть мягкое, лирическое возвращение в те годы, которые иногда переплетаются со сложностями современной жизни.
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях