Прокуратура нашла опасный пробел в коммунальном бизнесе Екатеринбурга

Совместное предприятие мэрии Екатеринбурга и частной коммунальной компании ООО «СТК» — АО «Екатеринбургская теплосетевая компания», образованное в 2015 году как единый поставщик тепла и горячей воды в столице Урала, едва не прекратило свое существование.

Прокуратура нашла опасный пробел в коммунальном бизнесе Екатеринбурга

Прокуратура нашла опасный пробел в коммунальном бизнесе Екатеринбурга

2019-10-13T15:00:00+0500
Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87

Прокуратура Свердловской области обратилась с иском в областной Арбитражный суд и потребовала признать договор о создании ЕТК недействительными, а все последствия сделки, включая передачу в данное АО муниципальных теплосетей, ничтожными. На данный момент ситуация разрешилась. ЕТК сохраняется, но коммерческая коммунальная структура взяла на себя важное обязательство, про которое по какой-то причине договаривавшиеся стороны забыли четыре года назад. Подробности происходящего Znak.com рассказал начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры региона Андрей Курьяков. Именно его подразделение выявило проблему и добилось ее устранения мирным путем:

«В первом полугодии текущего года прокуратурой области организована проверка реализации инвестиционных программ компаниями жилищно-коммунального комплекса.

Речь идет о документе, в котором указано, в какие годы, какие объекты и на какие деньги будут модернизироваться. Разрабатывают ее структуры муниципалитета, утверждает министерство ЖКХ региона. В Екатеринбурге проверочные мероприятия напрямую коснулись деятельности АО «Екатеринбургская теплосетевая компания», которое было создано в 2015 году путем слияния активов МУП «Екатеринбургэнерго» и ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» и на данный момент выполняет функцию единой теплоснабжающей компании областного центра.

Отправной точкой для углубленного изучения и проработки вопроса организации теплоснабжения стала правовая позиция Верховного Суда РФ, изложенная в определении Судебной коллегии по экономическим спорам в марте текущего года. К проведению проверки привлечены десять прокуроров. Завершились надзорные мероприятия иском о признании ничтожными частей договора об учреждении АО «Екатеринбургская теплосетевая компания» (касающихся участия МУПа), который был направлен нами в Арбитражный суд Свердловской области. Дело в том, что, детально изучая документы об объединении МУП «Екатеринбургэнерго» и ООО «Свердловская теплоснабжающая компания», мы нашли важнейшую норму закона, которая не была учтена при слиянии. Удалось выявить дефект в системе организации теплоснабжения города, который потенциально мог повлиять на права каждого жителя полуторамиллионного Екатеринбурга.

Итак, в течение многих лет теплоснабжением столицы Урала занималось муниципальное предприятие «Екатеринбургэнерго». Данная структура имела котельные, расположенные по всему городу, имела сети, по которым тепло передавалось потребителям, то есть жителям города, предприятиям и учреждениям социальной сферы. Описанным выше имуществом МУП управляло на праве хозяйственного ведения, но принадлежало оно самому городу Екатеринбургу. Коммунальная инфраструктура являлась чисто муниципальным имуществом. На рынке также присутствовало несколько негосударственных (немуниципальных) поставщиков тепла, в том числе ООО «СТК». Эти структуры тоже имели свои теплоисточники и сети. Отличие от «Екатеринбургэнерго», по большому счету, было одно — это частные компании.

Систему пришлось менять после принятия федерального закона о теплоснабжении (в 2010 году — прим. ред.). В нем закреплена новелла о том, что в городе должна быть единая теплоснабжающая компания. С принятием закона вся страна в целом и наш город в частности начали изменения для соответствия этому принципу. В Екатеринбурге принято решение создать единую «Екатеринбургскую теплосетевую компанию», что полностью вписывалось в логику федерального законодательства.

ЕТК создавалась в 2015—2016 годах в результате слияния активов МУП «Екатеринбургэнерго» и ООО «СТК». Вкладом в уставный капитал новообразованного юридического лица стало имущество компаний-учредителей. В результате, в АО «ЕТК» около 31% стало принадлежать муниципальному предприятию и примерно 69% — СТК. Итог: компания создана, переход права собственности зарегистрирован Росреестром, требования федерального законодательства соблюдены. Казалось бы, все хорошо. Однако в ходе прокурорской проверки было зафиксировано одно, но очень существенное «но».

До той поры, пока имущество города находилось в хозведении МУП «Екатеринбургэнерго», сохранялась гарантия (в лице администрации Екатеринбурга), что будет выделяться финансирование на обслуживание и модернизацию теплосетей, а также будет гарантированно обеспечиваться теплоснабжение муниципалитета. Согласно ФЗ № 131 «О местном самоуправлении» именно местные администрации отвечают на своей территории за надлежащую организацию теплоснабжения. Это их прямая обязанность, которая подкреплена ресурсами, бюджетом, персональной ответственностью. На частную компанию — а АО «ЕТК», по большому счету, является как раз таковой — законом такие обязательства не возложены.

Хорошо, если частная компания нормально ведет свою коммерческую хозяйственную деятельность и добросовестно обеспечивает возложенные на нее функции по теплоснабжению. А если это не так? Да, с ЕТК сейчас таких проблем нет. После создания компании действительно появилось дополнительное финансирование на модернизацию инфраструктуры, есть единый центр принятия решений и сводный план действий. А как будет через 25, 40 или даже через 100 лет?

Юридических гарантий, что все останется так же, никаких нет! Для нас, как для надзорного органа, важно понимать — кто будет гарантирующим поставщиком на бесконечную перспективу. Кто будет отвечать своей должностью и своим рублем, если вдруг решит перекрыть вентиль и жители города останутся без тепла? Тем более, как выяснилось, при слиянии не была учтена важнейшая норма федерального закона № 178 о приватизации государственного и муниципального имущества. Речь идет о пункте 1 статьи 30.1 данного нормативного документа. Он звучит так: «Источники тепловой энергии, тепловые сети могут приватизироваться при условии их обременения обязательствами инвестиционными и (или) эксплуатационными». Это краеугольный момент во всей этой истории.

Что все это означает? Передача в 2015—2016 годах муниципалитетом в ЕТК имущества фактически представляет собой форму приватизации. Приватизация, напомню, возможна несколькими способами: через продажу на аукционе или через внесение активов в уставной капитал. Последнее также является видом отчуждения. Обратно вернуть его можно только через суд. Когда Росреестр регистрировал право собственности ЕТК на весь тепловой коммунальный комплекс, необходимо было оставить ссылку или сноску о том, что на данное имущество наложено обременение инвестиционное и эксплуатационное.

Юридически эта конструкция очень похожа на залог. При наличии данного обременения компания-правообладатель получает к передаваемому ей имуществу некоторые обязанности. Инвестиционные: строить новые, модернизировать и реконструировать старые сети. Эксплуатационные: обеспечивать тепловым ресурсом надлежащего качества обслуживаемую территорию. Упрощенно говоря, поставщик не может на неделю отключить от тепла Уралмаш. Компания юридически обязана добросовестно эксплуатировать то имущество, которое ей передано. Это наиважнейшая правовая оговорка, но такого обременения сделано не было.

То есть практически все при создании ЕТК было сделано правильно, кроме соблюдения трех ключевых строчек закона. И на отдаленную перспективу это могло стать колоссальнейшей проблемой. Ничего не мешает компании, с точки зрения закона, продать полученное имущество, а то и просто приостановить либо прекратить его эксплуатацию.

С подобными примерами мы уже, к сожалению, сталкивались в Свердловской области. Последний случай зафиксирован в сентябре. В пригороде Екатеринбурга есть скважина, обеспечивающая водой частный сектор, многоквартирные дома, школу. Частник сказал, что из-за отсутствия финансирования ее обслуживание может быть прекращено, и собрался перекрыть вентиль. Все! Конечно, незамедлительно приняты меры в первую очередь прокурорского реагирования. Права горожан защищены. Но с правовой точки зрения такая ситуация должна быть исключена в принципе!

Повторюсь, с ЕТК схожих проблем нет, но мы не знаем, что будет через 15, 20 лет и далее.

Какая ответственность предусмотрена за неисполнение инвестиционной или эксплуатационных обязательств? Она достаточно серьезная. Если компания существенным образом начинает нарушать взятые на себя обязательства, то ее имущество через суд изымается муниципалитетом. При этом осуществляется его экспертная оценка с учетом текущего состояния и степени износа. Также учитываются убытки, которые причинены потребителям из-за неисполнения обязательств. Например, отключили на пять дней район города, улицу от тепла, это все фиксируется, просчитывается и вычитается из стоимости имущества. Остаток, если он есть, выплачивается и тепловой комплекс возвращается в городскую казну.

Для ресурсоснабжающего предприятия это очень серьезная санкция. Более того, это еще мощный ресурс для органов местного самоуправления. Процедура изъятия имущества недобросовестного поставщика может быть реализована хоть через 5, хоть через 10, хоть через 100 лет. Закон есть закон.

Далее. Мы воспользовались полномочиями, данными прокурору Арбитражным процессуальным кодексом РФ. В статье 52 закреплено, что прокурор вправе подать иск о признании сделки недействительной (ничтожной) и применении соответствующих последствий. Это как раз тот топор, которым мы могли разрубить данный гордиев узел. Соответственно, исковое заявление было подано. Содержательная часть иска составила 7 страниц, а всего в нем 453 листа, включая перечень имущества, которое мы требовали вернуть городу.

То есть наше требование сводилось к тому, чтобы признать ничтожным договор создания ЕТК и применить последствия о ничтожности сделок в части внесения в уставный капитал имущества, находившегося ранее в распоряжении «Екатеринбургэнерго». По сути, стороны планировалось вернуть к изначальному положению. С тем, чтобы потом они, если захотят, прошли путь создания ЕТК заново, но с учетом необходимых обременений. К слову, исковая давность по данному вопросу истекала как раз в 2019 году.

Когда данный иск мы направили в суд, начался переговорный процесс. Ради справедливости скажу, что и в ЕТК, и в СТК, и в администрации города согласились с исковыми требованиями. Обсуждался исключительно вопрос о содержании мирового соглашения. Оно было подписано сторонами. Требования прокурора при этом учтены в полном объеме. Инвестиционные и эксплуатационные обязательства в согласованный срок будут зарегистрированы. Арбитражный суд Свердловской области 9 сентября «засилил» мировое соглашение своим определением. По имеющимся данным, ни одна из сторон его не обжаловала и вчера, спустя 30 дней, судебный акт вступил в законную силу".

***

АО «ЕТК» было юридически оформлено в августе 2015 года. Оперативную деятельность компания начала с 1 июля этого года. Год ушел на объединение свердловских активов «Т Плюс» (ООО «СТК») и МУП «Екатеринбургэнерго». Как ранее Znak.com рассказывал тогда еще замглавы администрации уральской столицы по вопросам ЖКХ Алексей Кожемяко, суммарная доля областного центра в новой структуре поставила 39,77%. 922 млн рублей было передано имуществом на этапе создания ЕТК, еще 4,24 млрд было передано недавно в виде сетевого хозяйства «Екатеринбургэнерго».

На данный момент ЕТК осуществляет эксплуатационное и ремонтное обслуживание 443 центральных тепловых пунктов, 412,6 километра магистральных тепловых сетей, 2,3 тыс. километров квартальных и распределительных сетей, 11 насосных станций. По объему эксплуатируемых активов это одна из самых крупных региональных сетевых компаний. ЕТК является поставщиком горячей воды и тепла для 1,5 млн потребителей.

В качестве главной инфраструктурной задачи, которая ставилась перед ЕТК, был перевод Екатеринбурга на закрытую схему теплоснабжения. Расчетные затраты на реализацию проекта должны были составить 14,5 млрд рублей. Согласно требованию Минэнерго РФ, этот переход необходимо было завершить к 2022 году.

Требование прокуратуры Свердловской области к ЕТК — взять на себя инвестиционные и эксплуатационные обременения, которые компания исполнила — фактически создали в России прецедент по разрешению ситуаций подобного типа. Таких примеров ранее не было ни в одном российском городе-миллионнике.

Источник: Znak.com
Ссылки по теме:
Принимаем новости круглосуточно по телефону +7 (912) 244-87-87
или
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии (всего: 2)
amonal 13 октября 2019 года в 19:19
Фигня полная! Если бы в блокадном Ленинграде были бы такие законы как щас то Ленинград не выстоял! а именно не разводить огонь ! далее! ловля рыбы без разрешениия! а так же не лазить на чердаки ! ну еще куча запретов!
0
Professsor L. 14 октября 2019 года в 07:33
длигный текст… кто-то из прокуроров на этом сделал диссертацию или доклад в ООН…
однако при повышенном тарифе на теплоснабжение. - не увидел массового ремонта в старых кварталах горола: каждая осень начинается с выявления безхозных сетей. Всё строительство сосредоточено в районах точечной застройки, за что ЕТК дополнительно имеет доход от застройщиков…
это как понимать, если прокурор считает работу ЕТК удовлетворительной… Или не самое главное - успел отреагировать, дырочку на мундире приготовил…
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти
Зарегистрироваться

Вход с помощью других сервисов

Uralweb.ru в социальных сетях